Текст № 12 Прочитайте текст. Определите его тему, основные мысли. Подготовьтесь к выразительному чтению. Озаглавьте его.
Среди славных деятелей, составляющих гордость народа, почетное место принадлежит Абаю Кунанбаеву, великому казахскому поэту-просветителю. Абай является основоположником новой письменной казахской литературы. Сын крупного феодала, он уже юношей вступил в непримиримые противоречия с феодальной средой.
Абай получил образование в Семипалатинске, где познакомился с представителями русской интеллигенции, сосланными в Казахстан. Под их влиянием изучил передовую русскую литературу, произведения В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и стал пропагандистом их идей.
Абай горячо любил русскую литературу и призывал свой народ овладевать передовой русской культурой. Абай мастерски переводил басни Крылова, стихи Пушкина и Лермонтова, иногда внося в текст оригинала свои варианты, изменения.
Абаю глубоко полюбилось одно из самых задушевных произведений Пушкина – «Евгений Онегин», в котором нашли воплощение заветные думы и чувства великого русского поэта, его размышления над современной ему жизнью, его нравственный идеал. Поэтому Абай решил познакомить казахов с творчеством Пушкина, начав это знакомство с перевода «Письма Татьяны» на казахский язык.
Особенно дорога была Абаю Татьяна – резкоотличающаяся от обычных девушек своим характером, духовными интересами, полная искренности и чистоты в своих чувствах, близкая к народу, верная своему долгу. Переведенное Абаем «Письмо Татьяны» стало одной из любимых песен казахской молодежи.
Абай любил и поэзию Лермонтова. Втворчестве двух поэтов нетрудно уловить общие мотивы.Он перевел более 30-ти его произведений.
Через русскую литературу Абай узнал и западноевропейскую классику. Он перевел на казахский язык некоторые стихи Шиллера, Гёте, Байрона, Мицкевича.
Казахский народ нуждался в сближении с русским народом, с его передовой демократической культурой, и Абай своим творчеством отозвался на эту историческую потребность. Он был знаком с эстетическими взглядами В.Г.Белинского и других революционных демократов. Абаю было близко стремление великих русских критиков превратить искусство, художественное слово, литературу в могучий двигатель исторического прогресса, духовного и нравственного развития общества.
Задания:
1. Выпишите из текста глаголы несовершенного вида в форме времени. Как вы думаете, почему в этом отрывке употребляются в основном глаголы в этой форме?
2. Произведите морфологический разбор одного из выписанных глаголов.
3. Выпишите из текста имена собственные.
4. Выпишите предложение, в котором есть составные глагольные сказуемые.
Мы пришли к ступеням театра,поднялись вверх по лестнице, и зашли внутрь. Мы попали в вестибюль. Все вместе мы в гардероб и сдали верхнюю одежду. Я и мама поправили причёски и мы вместе в фойе. Вот разрешили войти в зал. Мы сели на свои места и притихли. Вскоре погас свет, лишь фонарики на сцене светили тусклым светом. на сцене появился первый актёр. Спектакль оказался очень интересным. И когда актёры кланялись, раздавались такие бурные аплодисменты, что уши закладывало. мне очень понравилось!
Садились (сказуемое, выражено глаголом) последние (определение, выражено прилагательным) машины (подлежащее, выражено существительным).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено.
Вот прилетел (сказуемое, выражено глаголом) самолет (подлежащее, выражено существительным) командира (определение, выражено существительным) третьей (определение, выражено числительным) эскадрильи (дополнение, выражено существительным).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено.