Текст для комплексного анализа.
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еше прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить.
Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки.
А то, бывает, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степнякизовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем — это сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы...
Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко приторен и нежен.
План комплексного анализа текста.
1.Прочитайте текст.
2.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.
3.Какого типа речи данный текст?
4. Определите жанр текста. Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.
5. Определите тему текста. О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится.
6. Составить план текста.
7. Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.
8. Понаблюдайте над лексикой текста. Найдите:
- эпитеты,
- метафору,
- олицетворение,
- сравнение.
9.Понаблюдайте над синтаксисом текста.
Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и во предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.
10. Сформулируйте идею текста (основную мысль).
Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
11. Каково ваши впечатления от текста
Привести в равновесие чаши весов.
Если взять нашу планету и по размерам сравнить с Солнцем, она поместится на его поверхности 109 раз.
Администрация села решила сравнять с землей разрушенное здание.
Чтобы слой был ровным необходимо разровнять песок.
По обе стороны простиралась открытая безлюдная равнина.
Выигранный приз ребята решили разделить поровну.
Равнение в строю произошло незамедлительно.
Чтобы решить задачу необходимо составить и решить уравнение.
Уровень образования - статистический показатель освоения отдельным человеком и населением в целом образовательных программ разного уровня.
Соревноваться с ровесниками намного сложнее.
У этой певицы несравненный талант.