Текст Казахстан – это Азия и Европа, а точнее – Центральная Азия. Его территория огромна: Казахстан занимает девятое место в мире и второе в СНГ (после России), превосходя по площади территории все остальные страны Содружества. Это самая сухопутная страна. На планете нет места, которое было бы удалено от океанов, чем восточная часть республики. Её жители – самые сухопутные люди в мире. Казахстан примечателен не только своими размерами, но и природными контрастами. Самые северные точки его лежат на широте Казани и Москвы, а южные – Мадрида, Стамбула, Баку. Отдельные его части расположены на десятки метров ниже уровня моря, тогда как другие поднялись выше облаков, а их вершины намного превосходят Монблан – высшую точку Европы. Разнохарактерная природа Казахстана отразидась в их названиях: Каратау – «чёрные горы», Актау – «белые горы», Кокшетау – «голубые горы», Алатау – «пёстрые горы». Более половины площади страны занимают равнины, среди которых выделяются три низменности: Прикаспийская, Западно-Сибирская и Туранская, четвёртую часть занимают холмистые, мелкогорные и среднегористые районы и одну десятую часть – высокогорные хребты: Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау, Саура, Тарбагатая и Алтая, окаймляющие территорию республики с юга, юго-востока и востока. Горные районы Южного и Восточного Казахстана являются местом отдыха населения. Этому возможность заниматься здесь активными видами отдыха и спортом. Всё большее развитие получает лыжный туризм, многие туристы и отдыхающие устремляются сюда, чтобы полюбоваться красотами ледников и озёр, альпийских лугов и лесных массивов. Здесь имеется возможность также для прокладки интересных горно- пешеходных маршрутов различной категории сложности. С вершин гор и горных склонов берут начало реки Казахстана. Как и горы, с которых они начинаются, многие реки имеют своеобразные названия (Аксу – «белая вода», Карасу – «черная вода»). Стоит вам побывать хоть раз на берегах этих «цветных» рек, и вы сразу поймёте, насколько верно даны им эти названия. Очень разнообразен и климат республики. В Алматы средняя температура июля такая же, как и в Шри-Ланке (Цейлоне), на Калимантане (Борнео) и Яве. А ведь эти острова находятся на экваторе или недалеко от него! Но вот зато зимой в Восточном Казахстане холоднее, чем на островах Арктики – новой Земле или Шпийбергене. Когда на юге республики уже идет весенний сев, на севере поля покрыты снегом, а реки скованы льдом.
Нулевыми называются флексии (окончания в школьной программе), которые мы не произносим и не слышим – звуками они не выражены, а также не пишем и не видим – буквами они не обозначены. Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов – склоняемых или спрягаемых.
Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы, где флексии выраженные.
Рассмотрим как пример маленькое предложение: Братик выполнял домашние задания. В нём две лексемы с нулевыми флексиями: БРАТИК, ВЫПОЛНЯЛ. Лексема БРАТИК – в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть любые словоформы из парадигмы его формоизменения: БРАТИКА, БРАТИКОМ (флексии -А, -ОМ). То же и в глаголе ВЫПОЛНЯЛ: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛА, ВЫПОЛНЯЛИ) – станет ясно: в словоформе из приведённого как пример предложения флексия нулевая.
Нулевые флексии есть:
У ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
числа единственного:
2-го скл. муж. рода в им. пад.: призрак, перебой, интернационализм, павиан, брат;
неодушевлённых 2-го скл. муж. рода в вин. пад.: узнаю шкафчик, телефон, подъём, будильник;
3-го скл. в пад. им. и вин.: степень, мышь, мишень, фальшь;
разноскл. ПУТЬ – в тех же падежах;
числа множественного:
2-го скл. муж. и средн. рода (не у всех) и 1-го скл. рода жен. и муж. в пад. род.: нет местечек, училищ, земель, сестрёнок, круч, дедушек;
разноскл. на -МЯ в пад. род. мн. числа (кроме лексем ТЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ – у них нет мн. числа): имён, времён, племён, знамён, вымён (непривычно, но лексема ВЫМЯ употребляется во мн. числе), семян, стремян;
У ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:
Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) – это всё суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? – Машин, папин, царицын, дедов, Далев (о словаре), вороний, волчий, медвежий;
кратких качественных в числе ед. рода муж.: красив, интересен, великолепен, привлекателен, могуч;
У МЕСТОИМЕНИЙ
указательных и притяжательных в числе ед. рода муж. (падежи – им. и, если распространяют существительное неодушевлённое, вин.): этот, тот, свой, мой, наш, твой, ваш;
указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ в числе ед. рода муж.;
личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные – в словах МЫ, ВЫ флексия -Ы);
У ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:
количественных со значением а) единиц (5 – 9), б) целых десятов (10 – 80) и в) целых сотен (200 – 900) в пад. им. и вин. – причём в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии: в конце слова и середине, как и по две выраженные в других пад., за исключением двух указанных выше;
количественных, обозначающих целые сотенки (200 – 900) в род. пад. на конце слов: двухсот, четырёхсот, восьмисот, пятисот;
ОДИН (муж.) в пад. им. и, когда сочетается с сущ. неодушевлёнными, в вин.;
У ГЛАГОЛОВ:
наклонения изъявительного в муж. роде времени перевёл, апробировал, проиллюстрировал, разбросал;
наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевёл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы, разбросал бы;
наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь, отметь;
У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.
Кроме того, следует различать слова с нулевыми флексиями и слова, в которых флексий нет.
Потом когда Мэри гуляла в своём прекрасном платье она была не в платье горничной она увидела Мистера Чендлера сперва она не сразу поняла почему на нём не было такого костюма когда она его видела в первый раз. Когда она подошла к нему и сказала;
- Извините а мы с вами встречались раньше? вы очень похожи на одного моего друга.
Мистер Чендлер я сразу не узнал Но потом когда посмотрела на улицу он понял что это миссис Мэри. он не узнал ее в таком роскошном платье.
-да наверно
-вы мистер Чендлер?
-Да
-Но
Мистер Чендлер сразу понял что хотела сказать мисс Мэри и он объяснил ей всё: о лжи о своей жизни о своем заработке и конечно же извинился
Мисс Мэри послушала его и поняла его. Она сказала:
Нулевыми называются флексии (окончания в школьной программе), которые мы не произносим и не слышим – звуками они не выражены, а также не пишем и не видим – буквами они не обозначены. Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов – склоняемых или спрягаемых.
Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы, где флексии выраженные.
Рассмотрим как пример маленькое предложение: Братик выполнял домашние задания. В нём две лексемы с нулевыми флексиями: БРАТИК, ВЫПОЛНЯЛ. Лексема БРАТИК – в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть любые словоформы из парадигмы его формоизменения: БРАТИКА, БРАТИКОМ (флексии -А, -ОМ). То же и в глаголе ВЫПОЛНЯЛ: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛА, ВЫПОЛНЯЛИ) – станет ясно: в словоформе из приведённого как пример предложения флексия нулевая.
Нулевые флексии есть:
У ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
числа единственного:
2-го скл. муж. рода в им. пад.: призрак, перебой, интернационализм, павиан, брат;
неодушевлённых 2-го скл. муж. рода в вин. пад.: узнаю шкафчик, телефон, подъём, будильник;
3-го скл. в пад. им. и вин.: степень, мышь, мишень, фальшь;
разноскл. ПУТЬ – в тех же падежах;
числа множественного:
2-го скл. муж. и средн. рода (не у всех) и 1-го скл. рода жен. и муж. в пад. род.: нет местечек, училищ, земель, сестрёнок, круч, дедушек;
разноскл. на -МЯ в пад. род. мн. числа (кроме лексем ТЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ – у них нет мн. числа): имён, времён, племён, знамён, вымён (непривычно, но лексема ВЫМЯ употребляется во мн. числе), семян, стремян;
У ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:
Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) – это всё суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? – Машин, папин, царицын, дедов, Далев (о словаре), вороний, волчий, медвежий;
кратких качественных в числе ед. рода муж.: красив, интересен, великолепен, привлекателен, могуч;
У МЕСТОИМЕНИЙ
указательных и притяжательных в числе ед. рода муж. (падежи – им. и, если распространяют существительное неодушевлённое, вин.): этот, тот, свой, мой, наш, твой, ваш;
указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ в числе ед. рода муж.;
личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные – в словах МЫ, ВЫ флексия -Ы);
У ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:
количественных со значением а) единиц (5 – 9), б) целых десятов (10 – 80) и в) целых сотен (200 – 900) в пад. им. и вин. – причём в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии: в конце слова и середине, как и по две выраженные в других пад., за исключением двух указанных выше;
количественных, обозначающих целые сотенки (200 – 900) в род. пад. на конце слов: двухсот, четырёхсот, восьмисот, пятисот;
ОДИН (муж.) в пад. им. и, когда сочетается с сущ. неодушевлёнными, в вин.;
У ГЛАГОЛОВ:
наклонения изъявительного в муж. роде времени перевёл, апробировал, проиллюстрировал, разбросал;
наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевёл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы, разбросал бы;
наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь, отметь;
У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.
Кроме того, следует различать слова с нулевыми флексиями и слова, в которых флексий нет.
Потом когда Мэри гуляла в своём прекрасном платье она была не в платье горничной она увидела Мистера Чендлера сперва она не сразу поняла почему на нём не было такого костюма когда она его видела в первый раз. Когда она подошла к нему и сказала;
- Извините а мы с вами встречались раньше? вы очень похожи на одного моего друга.
Мистер Чендлер я сразу не узнал Но потом когда посмотрела на улицу он понял что это миссис Мэри. он не узнал ее в таком роскошном платье.
-да наверно
-вы мистер Чендлер?
-Да
-Но
Мистер Чендлер сразу понял что хотела сказать мисс Мэри и он объяснил ей всё: о лжи о своей жизни о своем заработке и конечно же извинился
Мисс Мэри послушала его и поняла его. Она сказала:
-давайте теперь я приглашу вас в кафе:)