Текст Культурная жизнь Омска
(очерк из энциклопедии города Омска)
(1)Новый год в 19 веке считался скорее государственным, чем
семейным праздником. (2)Он отмечался лишь в «благородном обществе».
(3)Днём первого января чиновники и офицеры совершали визиты, поздравляя
друг друга, а вечером устраивали балы, а для горожан первый день
нового года был одним из 12 святочных дней, поэтому они не считали
нужным его как – то особенно выделять.
(4)Наиболее ярким праздником в Западной Сибири была Масленица,
которая в Омске, утверждает исследователь городской культуры Сибири
А.И. Куприянов, имела свои особенности, не характерные для других
западносибирских городов. (5)Так, во время масленичных катаний на
запятках многих саней с молодыми дамами стоял «кавалер» - в основном
офицер, «стремившийся блеснуть галантностью и рыцарскими манерами».
(6)Впрочем, наблюдатели отмечали, что в Омске, как и в Барнауле, молодые
люди любили кататься не в санях, а верхом. (7)Также в Омске «благородная
публика» в 1840-х гг. начинала кататься с гор («с катушек») с 12 часов дня,
оставаться же там после двух часов дня считалось для неё неприличным.
(8)Рядовые горожане катались всю неделю до глубокой ночи «с фонарями и с
плошками, а в последние дни при свете зажжённых смоляных бочек».
(9)Причём вопреки традиции, запрещавшей вечернее катание в прощёное
воскресенье, по наблюдениям офицера И. Белова, омичи в 1843 г. катались с
гор в последний День Масленицы почти до полуночи.
(10)Для Пасхи были характерны такие развлечения, как качели,
массовые игры. (11)Катание яиц – одна из любимых пасхальных забав
сибиряков. (12)Яйца катали с бугорка или делали специальные лотки.
(13)Побывавшие в 1876 г. в Омске известные учёные О. Финш и А. Брэм
вспоминали не только о качелях, но и о каруселях, устроенных «для народа».
Задания к тексту № 5
1 Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. Укажите номер этого предложения.
2 Определите вид придаточной части в предложении 6
3.Какое сочетание слов является грамматической основой в 9
предложении текста?
1) запрещавшей катание
2) омичи катались
3) омичи катались с гор
4) катались с гор
4 Среди предложений 6 – 12 найдите односоставное
неопределённо – личное. Напишите номер этого предложения.
5 Выпишите из предложения 10 сказуемое.
6 Среди предложений 6 -12 найдите предложение с вводным
словосочетанием. Напишите номер этого предложения.
7 Укажите неверную характеристику предложения 13:
1) сложносочиненное предложение, состоящее из двух частей предложение, осложнённое однородными членами
3) сложносочинённое предложение, состоящее из трёх частей предложение, осложнённое однородными членами и
обособленным определением
8) Определите вид подчинительной связи словосочетания по
наблюдениям офицера из предложения 9
9) Выпишите из предложения 4 подчинительное словосочетание, в
котором зависимое слово выражено качественным прилагательным
10 Укажите верную характеристику сочетанию слов наблюдатели
отмечали из предложения 6:
1) подчинительное словосочетание с главным словом наблюдатели
2) подчинительное словосочетание с главным словом отмечали
3) подчинительное словосочетание со связью управление
4) сочетание слов наблюдатели отмечали не является
подчинительным словосочетанием
1. Вот так птенец-великан! Еле в гнезде поместился! А почему он один? Где остальные? А случилось вот что...
Вот птички и увидели вместе со своими птенцами кукушонка. А тот оказался большим непоседой. Подлежат и высохнет птенчика из гнезда. Так всех и повыкинул.
Остался кукушонок один. А птички только подчеркивают ему еду носить. Так и выкормят они вместо своих птенцов подкидыша.
ПЛАН:
1. Птенец-великан.
2. Подкидыш.
3. Большой написала.
4. Остался кукушонок один.