Текст
Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.
– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»
– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!
Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.
Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»
Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.
Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.
Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»
Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.
План работы
⦁ Выпишите из текста слова и сочетания, значение которых непонятно. Объясните их.
⦁ Разделите текст на микротемы. Найдите в каждой микротеме «новое». Составьте и запишите тезисный план (в виде предложений).
⦁ На основании тезисного плана определите ОМ (фактуальную).
⦁ Выделите ключевые понятия текста.
⦁ Раскройте их символический смысл.
⦁ Определите основную мысль ( концептуальную).
⦁ Определите, над какими нравственными и философскими во понятиями) размышляет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды плана
Назывной план - план в виде назывных предложений (ключевых слов, словосочетаний), часто с отглагольными существительными, передающими основное содержание смысловых пунктов текста
Тезисный план - план из тезисов
Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста, записанное в виде предложения.
Во план записывается в форме во к тексту. Во должны быть заданы так, чтобы ответы на них восстановить содержание всего текста.
При составлении во плана желательно использовать во слова ( Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и
Трагедия случилась 24 сентября 2010 года. В 4 часа утра в машинном отделении эсминца «Быстрый» вспыхнул пожар. Чтобы предотвратить трагедию, надо было шагнуть в огненный ад и вывести электроустановку из работы. Не раздумывая, Алдар кинулся в самое пекло, чтобы закрутить вентиль трубопровода и перекрыть подачу топлива. Алдара охватывали языки пламени, ему нечем было дышать, а он, не замечая этого, перекрывал клапан. Он сумел перекрыть вентиль за 9 секунд! Именно они стоили ему жизни, именно столько времени потребовалось матросу, чтобы шагнуть в бессмертие.
Известие о подвиге Алдара глубоко взволновало учащихся нашего Центра образования. Ребята создали компьютерные проекты «Ценой жизни», «Полгода спустя», посвященные этому трагическому событию, представили их на ежегодных Рождественских чтениях, на сайте Союза ветеранов кораблей Тихоокеанского флота имени адмирала Ю.Максюты и в Интернете (http://vimeo.com/22911189).
Мы рады, что с нашего проекта очень многие люди узнали о подвиге Алдара. Проект «Ценой жизни» был показан и на кораблях Тихоокеанского флота, в частности на корабле «Маршал Крылов». Мы получили благодарность от Союза ветеранов кораблей измерительного комплекса за проделанную работу по увековечиванию памяти о герое-матросе.
Во всех классах уроки Мужества, на которых ребята делились своими мыслями об Алдаре, спорили. Мнений было много. Одни говорили, что это Человек с большой буквы, к сожалению, в наше время таких немного - не каждый решится пожертвовать своей жизнью, чтобы жизни многих; другие жалели, что погиб такой молодой человек, почти мальчик, жалели его родителей, которые потеряли замечательного сына, анализировали, а чтобы они делали, оказавшись в такой ситуации. Но в одном все были едины - Алдар совершил подвиг не только экипаж, но и корабль. Он прожил короткую, но славную жизнь, руководствуясь принципом: «Богу - душу, сердце - людям, жизнь - Родине, а честь - никому». Его жизнь, его подвиг достойны подражания и уважения. Алдар достоин высокого звания Героя России.
Мы нашли в Интернете адрес сайта школы, где учился Алдар, написали, что ученики и учителя нашего Центра образования буквально потрясены поступком Алдара, послали компьютерный проект «Ценой жизни», в ответ получили в подарок книгу «Слава Алдара».
Агинская средняя школа, как и наша, тоже школа с углубленным изучением области знаний «Искусство». Особое внимание в ней уделяют историческим и культурным традициям бурятского народа. Большое значение в школе придают воспитанию патриотизма подрастающего поколения. Учителя школы могут гордиться результатами своей работы!
Осенью 2011 года мы провели торжественную линейку, посвященную годовщине гибели Алдара. Ребята и учителя минутой молчания почтили память Алдара, посмотрели фильм о нем, послушали стихи. В кабинете информатики есть небольшой стенд об Алдаре: из книги «Слава Алдара» мы узнали, что информатика была одним из его самых любимых предметов, теперь Алдар всегда присутствует на своем любимом уроке.
Могу с уверенностью сказать, что героизм присутствует в сердцах молодых людей. Пока русская земля рождает таких героев, пока взращивает наша Родина таких сыновей, которые в любое время встанут на ее защиту, Россия будет жива. И какое бы трудное время сейчас в России ни было, дети остаются патриотами, героями своей страны. Нужно пробуждать лучшие человеческие качества людей, показывая самопожертвование личности ради других людей, развивать чувство ответственности за выполняемую работу.
Берёзы - существительное, является подлежащим
Склонились - глагол, является сказуемым
И - союз
Некоторые - местоимение, является подлежащим
Даже - частица
Согнулись - глагол, является сказуемым
Макушками - существительное, является дополнение
До - предлог
Самой - местоимение, является определением
Земли - существительное, является дополнением
И - союз
Стали - глагол, является сказуемым
Кружевными - прилагательное, является определением
Арками - существительное, является дополнением