Текст
Пожелание добра
(1).. .Однажды брёл я на исходе дня к Панегрезду, где стоит старенькая
банька: хотел устроиться там на ночлег. (2)Шёл по истоптанной охотниками
тропинке, пролегавшей вдоль речки.(3) С деревьев уже начали опадать
листья.(4) На одних они были жёлтые, на других ярко-красные, словно
солнце оставило на них свои лучи. (5)Красив лес в эту пору. (6)Вдруг где-то
раздались звуки музыки. (7)Я направился туда. (8)На берегу речки сидел
рыбак в чёрной шляпе, телогрейке, резиновых сапогах с длинным
голенищем, а около него - транзисторный приёмник. (9)В водоворот
заброшены лески, большие красные пробки еле-еле шевелятся на
поверхности воды. (10)«Не лягушек ли ловишь под музыку, браток?» -
пошутил я. (11)Рыбак повернулся. (12)Он, оказывается, совсем ещё молодой.
(13)Глаза, как ясное небо, руки сильные, большие.
(14)Не успел он ответить на мою шутку, как одна из пробок тронулась с
места и быстро пошла против течения. «Подсекай!» - крикнул я. (15)И тут же
через мою голову на луг шлёпнулась большая рыбина. (16)Взял я её, и глазам
своим не верю - хариус!(17) Вот тебе и лягушка... (18)«Видал? - сказал
парень и опустил шляпу на глаза. (19) Я подал ему рыбину. - (20)Положи в
сумку!». (21) Посмотрел я в сумку и удивился: там лежало около десятка
хариусов, сильных, красивых. (22)«Хариусы! Значит они снова появились
здесь», - все ещё радовался я.
(23)«Как видите! (24)И вчера я поймал несколько штук». (25)Я вновь
вспомнил детские годы, небольшую пожню’ на берегу речки Чов,
вспомнил, как на сенокосе вкусной рыбой угощал мать. (26)Как хорошо, что
хариусы остались в этой речушке!(27) Уходя, я сказал доброе слово людям,
которые сделали так, что снова стала чистой маленькая речка Чов.
Иван Коданёв- коми писатель.
1 Внимательно прочитайте текст.
2 Определите стиль текста:
Художественный
Официально-деловой
Разговорный
3 Определите основную мысль текста.
4.Определите тип текста:
1)
повествование;
2)
Описание;
3)
Рассуждение.
5 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на во Почему автор хотел сказать людям доброе слово?»
1)
Автору удалось поймать много хариусов.
2)
Люди смогли сделать так, что маленькая речка Чов стала чистой.
3)
Незнакомые люди напомнили ему детство.
4)
Автору устроиться на ночлег.
6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
сравнение.
1)
Глаза, как ясное небо, руки сильные, большие.
2)
С деревьев уже начали опадать листья.
3)
В водоворот заброшены лески, большие красные пробки еле-еле шевелятся на
поверхности воды.
4)
Как хорошо, что хариусы остались в этой речушке!
7 Определите лексическое значение слов:
Телогрейка -
Голенище -
8 Из предложений 21–25 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими
согласными пишется З, перед глухими согласными – С».
9 Из предложений 2-8 выпишите все прилагательные.
10 Разберите по составу следующие слова: небольшую, рыбина, сделали.
11 Выпишите грамматическую основу предложения 15
12 Среди предложений 18-22 найдите побудительное предложение. Напишите номер
этих предложений.
13 Среди предложений 21-25 найдите предложения с однородными членами.
Напишите номера этих предложений.
14 С своих родителей, какие рыбы живут в водоёмах вашего села и запишите их.
15 Представьте , вы юный эколог, составьте и запишите правила, которые сохранить наши водоёмы чистыми.
2. Разговорный
3. Пожелание добра людям, очистившим речку
4. Повествование
5. Люди смогли сделать так, чтобы маленькая речка Чов стала чистой
6. Глаза, как ясное небо, руки сильные, большие
7. Телогрейка - короткая тёплая кофта
Голенище - часть сапога, охватывающая голень
8. Снова
9. Истоптанной, жёлтые, ярко-красные, красив, чёрной, резиновых, длинным, транзисторный.
10. Небольшую: не-приставка, больш-корень, ую-окончание; рыбина: рыб-корень, ин-суффикс, а-окончание; сделали: с-приставка, дел-корень, а-суффикс, л-суффикс, и-окончание
11. Шлёпнулась рыбина
12. (20) "Положи в сумку! "
13. (21) Посмотрел я в сумку и удивился:там лежало около десятка хариусов, сильных, красивых
14. Карп, линь, щука, платва
15. Не загрязнять водоёмы, за нарушение правил требовать штрафы