Текст В основе русского национального характера лежит крестьянская культура. Веками
главным населением России были селяне. Потом пошёл массовый приток в города, но менталитет сохранился. Не отсюда ли свойственно им желание работать, засучив рукава, которое сменяется осенне-зимним расслаблением?
Этот алгоритм вошёл в нашу плоть и кровь. И всё, как говорится, «от плохой погоды». От нашей извечной опаски неурожаев рождается и такая традиция — запасаться продуктами на чёрный день. Ведь и сегодня наши холодильники забиты, хотя всё можно купить при первой необходимости. Такая психология объясняется закреплённой бессознательной установкой, передаваемой из поколения в поколение, что «завтра может быть ещё хуже, чем сегодня».
Учёные исследовали при к климатическим условиям Севера европейцев из Центральной России. Выяснилось, что есть два типа людей: так называемые спринтеры и стайеры. Первые, попав на Север, адаптируются довольно быстро. Поначалу они работают до седьмого пота, без проблем со здоровьем. Но через некоторое время их силы истощаются. А вот стайеры адаптируются в течение десятилетий: работают с меньшими затратами энергии, но устойчиво и долго. Жизнь на Севере перестаёт быть для них стрессом. (166 слов)
Задания. [Всего: ]
1.Какую функцию выполняет первый абзац в тексте? [1]
Место для ответа.
2.Сформулируйте тему, основную мысль текста. [2]
Место для ответа
3.Выпишите из текста фразеологизмы, объясните их значение. Подумайте, для чего, с какой целью они использованы в тексте. [5]
Место для ответа
РОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.
ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно
В. Маяковский ("Я", "Наполеон", "150 000 000"). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.
ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок".
Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.
К литоте часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь
МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от
сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
А. Блок
Метафоры образуются по принципу олицетворения ("вода бежит"), овеществления ("стальные нервы"), отвлечения ("поле деятельности") и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:
В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела...
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков...
А. Фе
Объяснение: