ТЕКСТ ЗАДАНИЯ Составьте 2 вопросительных предложения по тексту, используя причастный и деепричастный
обороты.
Путешествуя, можно заметить не только различие в традициях и обычаях, но и в менталитете. Поэтому
важно знать необычные национальные особенности этикета. Каждый человек, рождаясь в определённой
стране, ещё с самого детства запоминает общепринятые правила и нормы. Взрослея, он на
подсознательном уровне чувствует, какие его действия будут оценены адекватно, а какие – с
недоразумением.
Для более наглядного различия, разберем интересные особенности национального этикета на примере.
Как у нас принято ходить в гости? Зачастую, если планируются приятные посиделки, с собой берут тортик
(или что-то другое к чаю), но «с пустыми руками» считается моветоном. На праздник, неплохо
прихватить с собой букетик цветов для хозяйки. А вот среди китайского народа совершенно не принято
идти в гости с цветами – это только обижает хозяйку. Принеся красивый букет, гость как бы намекает, что
в доме неуютно, и он решил его самостоятельно украсить. Поэтому, будучи в «Поднебесной», не
переборщите с разными подарками.
Возвратность – в русском языке противопоставлены:невозвратные глаголы (не имеют постфикса -ся);Мыть, решить, беречь.возвратные глаголы (имеют постфикс -ся).Мыться, решиться, беречься.
Переходность – в русском языке есть переходные и непереходные глаголы.Переходные глаголы сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога.Читать (кого? что?) книгу; писать (кого? что?) письмо; качать (кого? что?) ребёнка, люльку.Непереходные глаголы не сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога (нельзя: ссориться – кого? что?; летать – кого? что?).Все возвратные глаголы непереходные.Мыться, решиться, беречься.
Объяснение:
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
7-й класс
Дидактический материал
по теме «Причастие»
Понятие о причастии
1. Выберите правильный вариант ответа.
А. Укажите, какой из названных глагольных признаков отсутствует у причастия.
а) Наклонение; б) время; в) значение действия; г) изменяемость по лицам.
Б. Определите, какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного.
а) Роль в предложении; б) изменяемость по падежам, числам и родам; в) наличие форм времени.
2. Выделите причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.
Горячий, горелый, горящий, горя.
Зрячий, зримый, зрелый, зреющий.
Отвиснув, отвисший, отвислый, висячий.
Сумев, умеючи, умеющий, умелый.
Будущий, будучи, бывалый, бывший.
Лежачий, лежалый, залежавшись, залежавшийся.
Охранный, охраняемый, охраняя, охранявший, охранять.
Играючи, играем, игривый, играющий.
Лежачий, лежащий, лежалый, лежим.
Певучий, певчий, певший, напевая.
3. Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов образованы другие причастия.
Обучать – обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся.
Убедиться – убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся.
Решить – решавший, решенный, решающий, решаемый.
Пугаться – пуганный, испугавшийся, пугавший, пугающийся.
Завершить – завершающий, завершивший, завершаемый, завершенный.
Устраиваться – устроившийся, устроивший, устраивающийся, устраивающий.
Пропускать – пропускающий, пропустивший, пропущенный, пропускающийся.
Вспениться – пенящийся, вспенившийся, вспенивший, вспененный.
Остаться – остающийся, оставшийся, оставленный, остававшийся.
Вырасти – выращиваемый, выросший, вырастивший, выращивающий.
Смешивать – смешивающийся, смешанный, смешивавший, смешавший.
Рассчитывать – рассчитывающий, рассчитавший, рассчитанный, рассчитавшийся.
4. Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте формы причастий от остальных глаголов.
Решивший – решать, решаться, решить, решиться.
Отведенный – отводить, отвезти, отвести, отвозить.
Сложивший – сложить, сложиться, складывать, складываться.
Обломленный – обломать, обломить, обломаться, обломиться.
Учитывающий – учесть, зачесть, учитываться, учитывать.
Смешивающийся – смешаться, смешать, смешивать, смешиваться.
Изучаемый – изучить, изучать, изучаться.
Мелющийся – молоть, смолоть, молоться, смолоться.
Сдерживаемый – сдержать, сдержаться, сдерживать, сдерживаться.
Запрягавший – запрячь, запрячься, запрягать, запрягаться.
Действительные причастия
настоящего и времени
Работа с карточками
Карточка 1.
А. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий, в скобках укажите глагол, от которого образовано причастие. Графически обозначьте причастный оборот и расставьте знаки препинания.
Он подош_л ко мне слева хрома_щей походкой. Море вздыха_щее у берегов уснуло. Передо мной стоял уже не прежний сутул_щийся от холода человек. Дует сильный ветер смета_щий все на своем пути.
Б. Образуйте от глаголов действительные причастия времени. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и графически обозначая причастные обороты.
Сороки (состоять) с воронами в близком родстве заметили перекличку ворон и застрекотали. Я проснулся от (пробиться) в мутное стекло солнечного луча. Под полом одиноко и робко скреблась мышь (голодать) из-за кота.
В. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы