Тема 2. Свободное время. Массовая и традиционная культура Материал для наблюдений Задание 1.Прочитайте тексты. Проанализируйте их содержание. Культура как феномен является многообразной по своим проявлениям. В наши дни существует множество разных и одновременно уникальных культур, каждая из которых отличается от прочих рядом характерных признаков. В частности, все мы являемся носителями национальной культуры (русской, казахской, корейской, английской) или духовной культуры (придерживаясь определенных норм морали и ориентируясь на конкретные идеалы). Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления -середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка- яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры обозначает привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура-культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка- высокой, а популярная музыка массовой, картины Пикассо-высокой, а лубок-массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит сконкретными Высокая культура подобного пристрастия и не происходит. массовой, фильмы Феллини высокой, а боевики произведениями искусства.
Задание 2. Составьте планы к текстам, выделите главную и второстепенную информацию. Задание 3.Hайците в словаре значения непонятных слов. глоссарий. Задание составьте 4. Выразите морально-этическую оценку популярному произведению пскусства. Задание 5. Выразите одобрение или осуждение, дайте социально-правовую оценку: оправдайте либо защитите, оцените эффективность произведения пскусства. Задание 6. Выясните рациональную причину: сравните массовую культуру с традиционной, оцените эффективность. Задание 7. Оппраясь на конкретные образцы в пндустрии досуга (фильмов, развлекательной литературы, эстрадного юмора и др.), рекламы и моды, сформулпруйте основные признаки массовой культуры Задание 8. Перескажите тексты по плану.
1. беташар
Объяснение:
В древности лицо невесты, прибывшей в дом к свёкру, не показывали ни ему, ни свекрови[3]. В течение трёх дней она ночевала без мужа в компании других девиц, а утром четвёртого дня её лицо закрывали большим покрывалом-шалью и выводили к приглашённым на свадьбу в торжественной свадебной одежде. В ходе обряда невесту за руки ведут снохи[4] и молодые женщины с хорошей репутацией[5]. Один из концов покрывала прикрепляется к домбре или к трости и певец-импровизатор (жыршы) начинает исполнять «беташар жыры», попутно знакомя невесту с родителями и роднёй мужа. Невеста приветствует каждого из них поклоном, а они в свою очередь объявляют подарок, который они вручат молодожёнам. После беташара начинается обряд распития чая (шәй ішу), в ходе которого родители мужа и прочие гости впервые пьют чай с рук невесты.
Из-за того, что родители мужа успевают познакомиться с невестой до обряда, в современном Казахстане церемония беташар потеряла своё былое значение
ТУСАУ КЕСУ. РАЗРЕЗАНИЕ ПУТ.
Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тусау кесу (разрезание пут). Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали. Тусау кесу (разрезание пут) очень символичен:для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а черно-белый шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний и их надо пройти достойно.
Объяснение: