ТЕМА 4.1 РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
Задание 1. Структура речевого взаимодействия включает в себя следующие элементы (выберите один вариант ответа):
1) говорящий (адресант речи, референт) и слушающий (адресат речи,
реципиент);
2) высказывание (коммуникативная речевая единица);
3) предмет речи (то, о чем говорят) и язык (коммуникативный код,
известный обоим участникам речевого взаимодействия);
4) говорящий, слушающий, высказывание, предмет речи и язык.
Задание 2. В качестве основных единиц общения выделяют следующие (выберите один вариант ответа):
1) речевое событие и речевая ситуация;
2) речевая ситуация и речевое взаимодействие;
3) речевое событие и речевое взаимодействие;
4) речевое событие, речевая ситуация и речевое взаимодействие.
Задание 3. К основным единицам речевого общения не относится (выберите один вариант ответа)
1) речевая ситуация;
2) дискурс;
3) речевое событие;
4) речевое взаимодействие.
Задание 4. Сложное явление, включающее, с одной стороны, говорение, порождение речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценку полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т. д.) – это (выберите один вариант ответа)
1) речевая ситуация;
2) дискурс;
3) речевое событие;
4) речевое взаимодействие.
Задание 5. Целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, – это (выберите один вариант ответа)
1) речевая ситуация;
2) дискурс;
3) речевое событие;
4) речевой акт.
Задание 6. Условия, обстановка, в которой происходит речевое общение между участниками, и сами участники – это (выберите один вариант ответа)
1) речевая ситуация;
2) дискурс;
3) речевое событие;
4) речевое взаимодействие.
Задание 7. Оперативное совещание, лекция, беседа с психологом, консультация юриста – это (выберите один вариант ответа)
1) речевая ситуация;
2) дискурс;
3) речевое событие;
4) речевое взаимодействие.
Задание 8. Говорящий и слушающий, время и место высказывания являются составляющими (выберите один вариант ответа)
1) речевой ситуации;
2) дискурса;
3) речевого события;
4) речевого взаимодействия.
Задание 9. Правильность речи предполагает (выберите один вариант ответа)
1) подбор слов и выражений в соответствии с целями и условиями
общения;
2) воздействие на чувства аудитории;
3) использование слов в соответствии с их лексическим значением;
4) владение нормами литературного языка.
Задание 10. В чем заключается принцип кооперации (выберите несколько вариантов ответа)?
1) В знании участников разговора интересов друг друга и предположении, что их интересы совпадают;
2) в стремлении сторон к взаимопониманию и продолжению общения;
3) в регулировании социального поведения людей, в том числе их коммуникативной деятельности;
4) в необходимости вносить коммуникативный вклад в речевое общение только в соответствии с собственной позицией, независимо от цели и направления разговора.
Задание 11. Какие диалоги являются кооперативными (выберите несколько вариантов ответа)?
1) Преподаватель – студент;
2) врач – пациент;
3) преступник – следователь;
4) продавец – покупатель
10 простых предложений:
1) односоставное:
Вчера приходили проверять счетчик. (неопр.-личное)
2) двусоставное нераспространенное:
Наступила осень.
3) с обращением:
Человек, береги природу!
4) с вводным словом:
На следующей неделе, к сожалению, похолодает.
5) с уточняющим членом предложения:
Там, за пригорком, раскинулось старинное графское поместье.
6) с причастным оборотом:
Верхушки кленов, позолоченные восходящим солнцем, трепетали на ветру.
7) с деепричастным оборотом:
Туристы, собираясь в дорогу, проложили точный маршрут на карте.
8) с однородными членами предложения:
В рюкзаке нашлась и походная аптечка, и средство для розжига костра.
9) со сравнительным оборотом:
Весь лес, словно притаившийся зверь, замер в преддверии приближающихся холодов.
10) неполное:
За окном проливной дождь. (опущено сказуемое идёт)
1) односоставное
Уважаю смелых людей. (сказуемое выражено глаголом в форме 1 л., ед .ч., наст. вр.; это определенно-личное односоставное предложение)
2) двусоставное нераспространенное
Идёт дождь. (есть только подлежащее и сказуемое)
3) с обращением
Кирилл, перезвони мне!
4) с вводным словом
Наверное, мы увидимся завтра.
5) с уточняющим членом предложения
Здесь, в комнате, очень душно.
6) с причастным оборотом
Девушка, увидевшая сестру, улыбнулась.
7) с деепричастным оборотом
Разбив чашку, мальчик очень испугался.
8) с однородными членами предложения
Я открыл тетрадь, взял ручку и выписал все незнакомые слова из текста.
9) со сравнительным оборотом
Капли на цветке, словно хрусталь, блестели на осеннем солнце.
10) неполное
Слева - лес. (пропущено сказуемое "виднеется", вместо него тире)