Тема - Деепричастный оборот 1) Перестрой предложения, заменяя один глагол деепричастием. Расставь знаки препинания.
1. По улице побежали бурливые ручейки сердито пенясь вокруг встречных камней.
2. Клён ты мой опавший клён заледенелый что стоишь нагнувшись под метелью белой?
3. В эту минуту в залу вошёл насилу передвигая ноги старик высокого роста.
2) Выбери предложени(-е, -я), в котор(-ом, -ых) есть ошибка в использовании деепричастного оборота.
У тёти Маши, говоря по телефону, улетел шарфик
Вовка гладил Шарика, виляя хвостом
Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса
3)Расставь, где необходимо, знаки препинания.
1. Обогнув
высокий мыс
пароход
вошёл в залив.
2. Мальчики бросились в проход
и
спрятались там
затаив дыхание.
3. Я сложила ладони
вознося краткую молитву
и
поклонилась иконе.
4)Исправь ошибки в употреблении деепричастного оборота. Порядок слов в предложении не меняй; употребляй глаголы мужского рода, если нет указания на пол человека!
Пример:
«Подходя к лесу, мне стало холодно». — «Когда я подходил к лесу, мне стало холодно».
«Возвращаясь домой, мне стало грустно». — «Возвращаясь домой, я загрустил».
1. Получив известие о сыне, радость охватила меня. —
2. Проходя мимо обелиска, чувство гордости охватывает меня. —
5)Перестрой предложения, заменяя один глагол деепричастием. Расставь знаки препинания.
1. Только костёр трещал и разгорался нарушая лесную тишину.
2. Я до вечера просидел дома запершись в своей комнате.
3. Даша слушала молча часто закрывая глаза.
6)Выбери предложени(-е, -я), в котор(-ом, -ых) есть ошибка в использовании деепричастного оборота.
Сидя у окна, в комнату влетел воробей
Вдоволь насмеявшись, Пете опять стало грустно
Мужики, увидев помещика, сняли шапки
7)Поставь деепричастный оборот в нужное место в предложении, расставь знаки препинания.
Пример:
«Шаляпин рассвирепел и водворил ящик на прежнее место (не говоря ни слова)». — «Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, водворил ящик на прежнее место».
1. Он бросил писать и стал напевать какой-то весёленький мотивчик (откинувшись на спинку стула).
2. Князь вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в разбойника (не теряя присутствия духа).
Все мы знаем, что глагол обозначает действие предметов. Очень важная и нужная роль. Трудно представить, какой бы стала наша речь без глаголов!
Язык стал бы беднее, он описывал бы лишь предметы и явления. Но и их описание было бы неполным, а порой и неверным, так как человек не понимал, что делают те или иные люди, предметы, явления...
Попробуем на примере разобраться, как важна роль глагола в языке и в жизни? Опишем весну. Для начала - без использования глаголов.
Весна. Солнце. Черемуха под окном. Первые цветы. Остатки снега на обочине. Ребята во дворе.
В этом тексте мы, конечно, видим, что весна пришла. Но это сухой, тезисный набор слов - т.к. без глаголов мы не можем описать сам процесс наступления весны. Т.е. текст лишен жизни.
вернем глаголы в этот текст?
Вот и пришла долгожданная весна! Уже пригревает ласковое солнце, а под окном зацвела черемуха. Первые цветы радуют нас своими красками. По обочинам дорог еще кое-где лежит снег, но ребята во дворе уже запускают кораблики по ручью!
С появлением глагола наш текст зажил, стал более полным и ясным.
Глагол придает жизнь речи!