ТЕМА: О ЧЕМ ? ПРОБЛЕМА:Зачем пишет , что хотел сказать КОММЕНТАРИЙ: КАК РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ? Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы, встреч с ветеранами. Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом. По мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или. Лучше, за что «воевать». А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. Русский язык. Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью. Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». Хуже, когда от школьников узнаёшь, что «порядочный» человек – человек, ставящий всякую вещь на своё место, а «алчный» - участвующий в популярной телеигре, горьковское «он был бос» понимается как «он был начальник». А почему при этом «в вытертых штанах»? Да именно потому, что «босс»: ходил же Форд в потёртых джинсах! Но, может, самое грустное, что дети не понимают значений слов «благородный», «самоотверженный», а также «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» - им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». (Даже Эллочке-людоедке из «12 стульев» нужно было тридцать). Можно, конечно. Сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрым. Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко» (хотя точность, как нам недавно стало известно, никогда не бывает лишней), а о том, чтобы сделать нас народом. Напомню ещё более хрестоматийное: «И назовёт всяк сущий в ней язык…» (курсив мой). Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители сегодня разобщены. Что касается чтения, то тут и говорить нечего. И сегодня «воевать» за русский язык – значит бороться и за литературу, на нём написанную. В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?» - давался ответ: «С картинки в твоём букваре». Не знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая берёза, думаю, что это не так важно. Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря. (По И.Кабыш)
Подбежать - от основы бежать + приставка под. Приставочный
Позвонить - от основы звонить + приставка по. Приставочный
Труженик - от основы труд + суффикс еник. Суффиксальный
Лесоруб - от основ лес и рубит + соедин.гласная сложения основ.
Синенький - основа от синий + суффикс еньк. Суффиксальный
Подоконник - от основы окно + приставка под и суффикс ник. Приставочно-суффиксальный
Выход - от основы ход + приставка вы. Приставочный
Гостинная - от основы гостиная + суффикс н. Суффиксальный
Самоварный - от основы самовар + суффикс н. Суффиксальный
Словообразовательные пары образования слов)
подбежать ← бежать (приставочный),
позвонить ← звонить (приставочный),
труженик ← труд (суффиксальный),
лесоруб ← лес + рубить (сложение основ с усечением суффикса),
синенький ← синий (суффиксальный),
подоконник ← окно (приставочно-суффиксальный),
выход Ø ← выходить (бессуффиксный),
гостиНая ← гостиная (комната) (переход из одной части речи в другую),
самоварный ← сам + варить (сложение основ с усечением суффикса)
__
**В словах слева обозначить словообразовательные морфемы (выделенные приставки, суффиксы; соединительные гласные подчеркнуть);
в словах справа выделить подчеркнутые основы