Тема: Составление схем и сложных предложений. Составление
предложений и сложных) по схемам.
Списать предложения, расставить пропущенные знаки препинания, нарисовать схемы,
определить вид придаточных.
1. По деревьям во множестве скакали зверьки которых здесь называют бурундучками.
2. Витька страшно не любил когда ему напоминали об этом.
3. В той стороне куда отнесло плот поднималось белое облачко водяной пыли.
4. Он писал эту картину так как будто это была его последняя в жизни работа.
5. Щебетал звенел и чирикал воробей надрываясь от усердия так что даже перья на нём
топорщились и шевелились.
6. Кто пахать не ленится у того хлеб родится.
7. В ком добра нет в том и правды мало.
Задание № 1 Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1. [ ], (как…), (как…).
2. [ ], (когда…).
3. [ ], (…которого…).
4. [ ], (что…).
5. [ ], (хотя…).
6. [ ], (чтобы..).
Задание № 3. Из трёх предложений составьте одно сложное, укажите его
строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как
только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих.
(Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
На одной улице, которая спускалась к реке, мы увидели крутой спуск, рядом копошились какие-то мальчишки. Мы остановились, посмотрели вниз, но спускаться вниз на велосипедах не решились. Оставив велосипеды, спустились вниз, огляделись и подумали, что надо запомнить это место, чтобы прийти зимой покататься на ледянках.
Мальчишки, забравшись на дерево, весело смеялись. Мы стали медленно подниматься наверх, разглядывая весельчаков. Когда мы садились на велосипеды, раздался шум, оглянувшись, мы никого не увидели, не видно было и тех мальчишек. Нам стало интересно, куда же они делись и что это был за шум.
Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что мальчишки, несколько минут назад сидевшие на ветке дерева, сидели в яме и потирали ушибленные места. На наш вопрос, что они там делают, мы услышали ответ: «Мы хотели посмотреть, кто попадет в нашу яму». Выяснилось, эту ямку они приготовили еще вчера, а сегодня лишь прикрывали ее.
Не рой другому яму – сам в нее попадешь.
Чёрная - прил.
1. Окраска (какая?) чёрная. Н.Ф. - чёрный.
2. Пост. - качеств.; непост. - в полн.ф., в Им. п., в ед.ч., в ж.р.
3. Окраска (какая?) чёрная - определение
Ядовит - прил.
1. Уж (каков?) ядовит. Н.ф. - ядовитый.
2. Пост. - качеств.; непост. - в крат.ф., в ед.ч., в м.р.
3. Уж (каков?) ядовит - сказуемое
Старых - прил.
1. В плотинах (каких?) старых. Н.ф. - старый.
2. Пост. - качеств.; непост. - в полн. ф., в П.п., во мн.ч.
3. В плотинах (каких?) старых - определение