Тема урока: Анализ синтаксической конструкции и средств выразительности
(1)Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. (2)В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех. (3)Метель к вечеру расходилась еще сильнее. (4)Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. (5)Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой…
(6)Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой. (7)Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто, печально. (8)Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие половицы под чьими-то тяжёлыми и бесшумными шагами. (9)Чудится мне затем, что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает на дверную ручку и потом, внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено потрясая всеми ставнями и дверьми, или, забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая всё выше, то всё тоньше свой голос до жалобного визга, то опуская его вниз, до звериного рычания. (10)Порой бог весть откуда врывался этот страшный гость и мою комнату, пробегал внезапным холодком у меня по спине и колебал пламя лампы, тускло светившейся зелёным бумажным, обгоревшим сверху абажуром.
1) Определите стиль текста.
2)Назовите два основных тропа, которые используются в данном тексте для создания образа и усиления выразительности речи.
3) Вставьте пропущенные слова в следующее суждение.
При рисуются детали общей картины, показывается динамика действий, образуются ряды эпитетов, позволяющих создать целую гамму красок, звуков, ощущений.
4)Напишите номера предложений с анафорой.
5)Из 1-5 предложений выпишите существительные со значением действия-состояния.
6)Укажите номера предложений, где для создания образа используются экспрессивные возможности неопределённых местоимений.
7)Укажите номер предложения, где для усиления контраста используются контекстуальные антонимы.
8)Найдите в тексте перифразы к существительному ветер.
9)Выпишите из текста фразеологизм.
10)Напишите номер предложения, где используется метонимия
Текст на тему "Знакомьтесь, это мой друг...":
Знакомьтесь! Мой друг и Саша. С ним я дружу с раннего детства. Саша - мой сосед. Сейчас ему 12 лет. Он немного старше меня, но это не мешает нам дружить. Саша очень смелый, умный, сообразительный. Мой друг с радостью мне, если я что-то не пойму по учебе, всегда поддерживает.
Саша очень добрый человек. Уже несколько лет он является волонтером в центре для животным. Он учит меня терпимости, милосердию и внимательности. Я восхищаюсь Сашей, его стремлением каждому человеку, животному. Я счастлив, что у меня есть такой чудесный друг!
2) Дятлы (сущ., подлежащее) - потомственные плотники (сущ., сказуемое). Обед (сущ., подлежащее) дятла – вредители (сущ., сказуемое) леса.
3) Голубика (сущ., подлежащее) - это витамины (сущ., сказуемое) и полезные соки (сущ., сказуемое).
4) Семена (сущ., подлежащее) деревьев - великие путешественники (сущ., сказуемое).
5) Хлеб(сущ., подлежащее) - всему голова (сущ., сказуемое).
6) Поговорка (сущ., подлежащее) – цветочек (сущ., сказуемое), пословица(сущ., подлежащее) – ягодка (сущ., сказуемое).
Сказуемое (выделено жирным шрифтом) необходимо подчеркнуть двойной чертой.