Теория 1. Укажите неверное суждение.
а) Каждое слово имеет своё лексическое и грамматическое значение.
б) В русском языке нет заимствованных слов.
в) Слова могут иметь несколько лексических значений.
2. Дополните определения.
Антонимы - это слова ………….
Лексика – это …………………
Лексическое значение слова – это …………………..
Практика
1. Выбрать правильный вариант.
1. (Дипломат, дипломант) представил к защите оригинальный проект.
2. (Проблемный, проблематичный) вопрос – приду ли я к тебе завтра.
3. Его, истинного ценителя народного творчества, коробила (красота, красивость) этих поделок.
2. Найдите в словаре значение следующих фразеологизмов:рукой подать, ломать голову, светлая голова.
3. Прочитайте предложения из сочинений младших школьников. Вкаждом ребята допустили речевые ошибки. Исправьте предложения.
1. Тяжелая рука легла на плечо и сказала….
2. В пустыне многие животные бросаются в спячку.
4. Обозначить ударение в словах:
каталог, отчасти, диспансер, эксперт, приговор, баловать, приданое, озлобленный, пиала.
5. Выбрать правильный вариант произношения:
едь или поезжай; нет носок или носков; нет чулок или чулков; казак или казаков.
6. Распределите в 2 столбика следующие слова:
дорога, дороженька, у дороги, по дороге, придорожный, подорожник, дороги дорогами.
Формы слова ДОРОГА
Родственные слова к слову ДОРОГА
7. Отметьте предложение, в котором нет речевой ошибки.
1. Статья посвящена школьникам, лишенных права проводить вторую часть дня так, как они хотят.
2. Президент поздравил женщин с Восьмым мартом.
3. Многие его называли Прометеем, давшего огонь людям.
4. Эта девчонка вовсе не такая задира, как тебе кажется.
8. Установите соответствие между именем существительным и категорией рода, проверьте ответ по толковому словарю.
1) домище
2) ножницы
3) алиби
4) сластена
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
г) общий род
д) вне категории рода
9. Напишите небольшое рассуждение (до 8-10 предложений) на тему:
«Умение говорить заключается в том, …»