Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым для науки тот факт, что сначала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. Введение христианства и приобщение ее к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и рас письменности еще на заре их цивилизации.
Не без основания предполагают что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах на прялках на причудливых гребнях для расчёсывания льна на неприхотливой глиняной посуде на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.
Наука недаром придает огромное значение изучению старинных предметов. Без преувеличения можно сказать что археологические находки превзошли все ожидания ученых приоткрыв картины живой древности. В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десятилетия, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. Развскать такое подтверждение давней традиции русской письменной культуры не однако неистребимый оптимизм археологов ве…ших этот трудный розыск верный расчет и бессчетные усилия всего коллектива не могли не дать ни с чем не сравнимый научный эффект.
1/ Выпишите 2 производных предлога из данного текста:
2. Выпишите 3 разных примера орфограммы «Правописание не-ни с разными частями речи», объясните написание слов, укажите часть речи.
3. Обозначьте в тексте 1пример причастного и 1 пример деепричастного оборотов.
4. Укажите 2 разных подчинительных союза (возьмите их в овал), что они соединяют? Обозначьте графически.
5. Найдите в тексте сочинительный противительный союз, выпишите его. Что он связывает? Нарисуйте схему.
1. Лесная ягода;
2. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья (словарь Ожегова).
Ножка (что?):
1. Нижняя часть гриба;
2. Уменьшительно-ласкательное нога.
3. Опора, стойка мебели.
Кнопка:
1. (кто?) шутливый: маленький человек или ребенок;
2. (что?) тонкое металлическое острие с широкой шляпкой (канцелярская кнопка).
Капитан (кто?):
1. Офицерское звание (капитан корабля).
2. Главное лицо спортивной команды.
Корень (что?):
1. Подземная часть растения.
2. часть волоса (внутренняя).
3. основа слова (корень).
4. часть зуба (корень).
Баранка (что?):
1. пшеничный хлебец в виде кольца.
2. руль автомобиля.
гребешок (что?):
1. вырост на голове некоторых птиц
2. расческа (заколка) для волос.
Хвост (что?):
1. Перья у птицы на заднем конце тела.
2. Хвост рыбы.
3. Хвост у животных.
4. переносное: длинный след на земле от чего-либо, кого-либо.
Заяц (кто?)
1. пугливый зверек.
2. шутливое значение: безбилетный пассажир.
молния (что?):
1. электрический разряд в воздухе.
2. застежка (куртка на молнии).
шуба (что?):
1. шкура животных.
2. верхняя мужская (женская одежда).
лисичка:
1. (кто?) уменьшительно-ласкательное лиса.
2. (что?) съедобный гриб.
сорока (кто?):
1. птица семейства вороновых.
2. болтливый человек.
звезда:
1. (что?) небесное тело;
2. (кто?) знаменитый деятель науки, спортсмен, певец.
лист (что?):
1. лист на дереве;
2. лист бумаги.
Нос (что?):
1. орган обоняния у человека;
2. передняя часть судна.
иголка (что?):
1. ёлочные иголки;
2. иголки у ежа;
3. иголка для шитья.
класс (что?):
1. школьная комната для занятий.
2. степень, уровень чего-либо.
• В какой части речи относятся данные слова? Поставьте вопрос к каждому слову.
Существительные. К одушевленным существительным вопрос КТО? к неодушевленным - ЧТО?
Составьте и запишите предложение с одним из имён существительных.
ЗАЯЦ живет в лесу и питается различными травами, ягодами и клубнями растений. (1 значение)
Я решил не платить за проезд и проехать зайцем (переносное значение).
Кнопка — на клавиатуре или канцелярская
Корень — у слова, у растения, математический
Баранка — руль или бублик
Гребешок — у петуха или расчёска
Хвост — слежка или часть тела
Заяц — безбилетник или животное
Молния — на куртке или элемент грозы
Шуба — шерсть зайца или одежда
Лисичка — животное или гриб
Сорока — птица или сплетница
Звезда — поп-звезда или астрономическое тело
Лист — у дерева или бумаги
Нос — часть лица или корабля
Иголка — у ёлки или для шитья
Класс — помещение в школе или сборище учеников
Это всё — существительные.
Я вошёл в класс, принеся с собой острую канцелярскую кнопку.