тест 1. Что такое язык в русском языке? 1) орган живых существ, расположенный в ротовой полости; 2) знаковая система для обмена информацией; 3) сложная знаковая система , естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание); 4)система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием вы ражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. 2. Укажите уровни системы русского языка. 1) морфемика, словообразование, синтаксис; 2) лексика, морфемика, словообразование, синтаксис; 3) фонетика, лексикология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксас; 4) фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис. 3. Внешние причины изменения словарного состава языка: 1) явления демократизации и «варваризации» в современном русском языке; активное проникновение иноязычной лексики и языковых элементов; 2) активное проникновение иноязычной лексики и языковых элементов; 3) таких причин нет. 4. Выберите правильный вариант ударения. 1) жалюзи 2) красивейший 3) набрала 4) ходатайство 5. Что такое лексическая сочетаемость слов слов соединяться в речи друг с другом; 2) умение определять значение слов синонимичных слов заменять друг друга; 4) умение правильно формулировать мысли. 6. Определите значение фразеологизма « и калачом не заманишь» 1) хочется кушать; 2) желание обмануть; 3) о чём-либо пустом; 4) о ком-либо, кого ничем не заставить изменить своё мнение. 7. С чем чаще бывают связаны синтаксические ошибки? 1) с неправильным построением предложений; 2) с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений; 3) с нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов; 4) с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании. 8. В каком словосочетании допущена ошибка? 1) не играет роли; 2) оказать поддержку; 3) быть в центре внимания; 4) дешёвые цены. 9. Речь на письме бывает: 1) устная и письменная; 2) прямая и косвенная; 3) правильная и неправильная; 4) чужая и собственная. 10. Основная функция языка – 1) коммуникативная; 2) контактоустанавливающая; 3) эстетическая; 4) воздействующая. 11. Нормам произношения посвящена 1) орфография; 2) графика; 3) орфоэпия; 4) морфемика. 12. В каком слове допустимы два варианта ударения? 1) одновременно, 2) красивее, 3) позвонит; 4) откупорит. 13. Укажите ошибочное словосочетание: 1) гармоничные отношения; 2) гармонический союз; 3) гармонический ряд. 14. Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще сильнее грязнее. Укажите верный вариант коррекции предложения. 1) Войдя в комнату, я увидел, что здесь стало еще грязнее. 2) Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще грязнее. 3) Когда я вошел в комнату, мне показалось, что здесь стало сильнее грязнее. 15. К официально-деловому стилю речи не относятся: 1) тезисы доклада для конференции; 2) милицейские протоколы; 3) справки об успеваемости; 4) протоколы судебных заседаний. 16. Использование эмоционально окрашенной лексики характерно для 1) публицистического; 2) официально-делового; 3) научного стиля. 17. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Открывая дверь, она легко скрипнула. 2) Когда мы открывали дверь, она легко скрипнула. 3) Открывая дверь, мы услышали легкий скрип. 18. Смешение признаков других стилей уместно 1) в официально-деловом, 2) научном, 3) художественном стиле. 19. Клише, стандартизованные конструкции характерны для 1) публицистического; 2) научного; 3) официально-делового стиля; 4) разговорного стиля. 20. – слова, не несущие смысловой нагрузки, воспринимаемые как слова- паразиты. Назовите ошибку, которой соответствует данное определение . 1) паронимы; 2) лишние слова; 3) трюизмы; 4) тропы.
ответ:
1). юрий левитанский диалог у новогодней ёлки
— что происходит на свете? — а просто зима
— просто зима, полагаете вы? — полагаю.
я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
— что же за всем этим будет? — а будет январь,
— будет январь, вы считаете? — да, я считаю.
я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
— чем же все это окончится? — будет апрель.
— будет апрель, вы уверены? — да, я уверен.
я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
— что же из этого следует? — следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— вы полагаете, все это будет носиться?
— я полагаю, что все это следует шить.
следует шить, ибо, сколько вьюгё не кружить,
нёдолговечны ее и опала.
так разрешите же в честь новогоднего
руку на танец, сударыня, вам предложить!
месяц серебряный, шар со свечою внутри
и карнавальные маски — по кругу, по кругу.
вальс начинается. дайте ж, сударыня,
и — раз-два-три, раз-два-три,
раз-два-три, раз-два-
2). владимир дудинцев белые одежды (отрывок из романа)
— а-а! михаил порфирьевич! сколько лет, сколько зим! небось, уже генерал?
— не-ет, все еще полковник. это ваш брат — сегодня окончил вуз, а завтра, смотришь, уже кандидат, уже ревизует своих профессоров. я слышал, вы приехали вейсманистов-морганистов шерстить?
— начальство поручило…
— ну как, бытие все еще не определяет сознания? вы по-прежнему настаиваете?
— уже не настаиваю, михаил порфирьевич. стал старше, умнее. но вам могу признаться: да, думаю я по-прежнему так, как думал. а вы по-прежнему меня не понимаете.
— до сих пор! отрицаете значение бытия!
— простите. я отлично сознаю, что являюсь результатом множества предшествующих процессов. если бы не было моего бытия, не было бы и моего сознания. но я против плоского заучивания классических формул. против механических представлений. результат воздействия бытия на меня будет зависеть и от моей личности. меня нельзя сбрасывать со счета, я не молекула воды. можно ли яснее сказать? я настаиваю вот на чем: на воздействие бытия я отреагирую самым неожиданным для многих образом.
— посмотреть бы!
— а что — мы ведь еще поживем. еще увидимся. согласитесь, что августовская сессия академии была классическим фактором общественного бытия. так вот: один академик на ней признал свои ошибки и полностью покаялся. пал на колени перед нашим законодателем. другой морганист, доктор наук, каялся с оговорками. а некий профессор на весь зал закричал: «обскуранты! » — и был выведен на улицу. видите, они не по-вашему, а всяк по-своему проявили свою суть в равных условиях.
— но бытие может устроить вам серьезный экзамен.
— михаил порфирьевич, бытие своей манерой ставить нам такие пестрые и сложные предполагает разные реакции. оно само утверждает, что все мы — разные. на его экзамен я отреагирую самым неожиданным образом. так, что само бытие удивится.
— вы только этого с другими не развивайте. со мной можно. а с другими не стоит.
— не могу. развиваю с каждым, кто любит поговорить.
3). морис метерлинк. синяя птица (действие первое. картина первая. диалог детей тильтиль и митиль)
- что я мама забыла потушить знаешь
- давай
- нам это не
- да ведь никого ты видишь
- ой, как они
- это праздничные огни.
- а у кого праздник?
- напротив, у богатых детей. у них елка. мы сейчас откроем ставни.
- а разве можно?
- конечно, можно, раз мы одни. слышишь - вставай!
4). а. с. грибоедов. горе от ума. (действие ii. явление 9. диалог фамусова и чацкого)
- здорово, друг, здорово, брат, здорово!
рассказывай, чай у тебя готово
собранье важное вестей?
садись-ка, объяви скорей!
объяснение:
Точно подобранное описание действия что-то говорит о героях, может, лучше всех остальных техник определяя их личность. Женщина стучит накрашенными ногтями по столешнице и ждет, чтобы кто-то поднял трубку; молодой человек не может посмотреть своему собеседнику прямо в глаза; старушка слушает врача, машинально пощипывая одеяло — это все образы.
Один образ иногда стоит больше, чем тысяча слов. Диалог, соединенный с тщательно подобранным описанием действия, по моему мнению, есть самой простой и эффективной техникой, благодаря которой бесцветные сцены наполняются жизнью» (с)
- А Владимир Семенович позволит вам развестись с ним? - спросил он,
откинувшись на подушку, цвет которой напомнил ему слегка протухшее мясо, и нежно сжимая ее руку.
- Владимир меня обожает, - ответила она. - Это разобьет ему сердце.
- Он приятный человек, и мне бы не хотелось, чтобы он был несчастен.
Но будем надеяться, что у него это пройдет.
- У него это никогда не пройдет. Такова русская душа. Я знаю, когда я
его оставлю, он почувствует, что потерял все, ради чего стоило жить. Я еще
не видела, чтобы мужчина так всецело предавался женщине, как он мне. Но, конечно, он не захочет помешать моему счастью. Для этого он слишком благороден. Он поймет, что у меня нет права колебаться, когда речь идет о моем саморазвитии. Владимир даст мне свободу, ни о чем не спрашивая.
<…>
- Владимир ни за что не захочет обречь меня на скандальную
известность, неизбежную при бракоразводных процессах. Когда я объясню ему, что решила выйти за вас, он покончит с собой.
- Это было бы ужасно, - сказал Эшенден.
Он растерялся, но и ощутил острое волнение. Так похоже на русский
роман! И он словно увидел перед собой страшные и трогательные страницы, и еще страницы, и еще страницы, на которых Достоевский описал бы подобный случай. Он знал, какие терзания испытывали бы персонажи - разбитые бутылки шампанского, поездки к цыганам, водка, обмороки, каталепсия и длинные-предлинные монологи, которые произносили бы все до единого.
Положение было таким жутким, таким упоительным, таким безвыходным!
- Мы из-за этого будем ужасно несчастными, - сказала Анастасия
Александровна, - но не вижу, что еще ему остается. Умолять его, чтобы он
жил без меня, я не могу. Он будет как корабль без руля, как авто без
карбюратора. Я так хорошо знаю Владимира! Он покончит с собой!
- Каким образом? - спросил Эшенден, которого, как реалиста, страстно
интересовали подробности.
- Размозжит себе пулей висок. (Моэм. Белье мистера Харрингтона)