Тест по литературе Прочитайте внимательно
фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (глава 5) и выполните задания.
- Да чего вы
скупитесь?- сказал Собакевич. - Право, недорого! Другой мошенник обманет
вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, как иной какой-
нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник
Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то
как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобъет,
и лаком покроет!
Чичиков открыл рот, с тем чтобы заметить,
что Михеева , однако же, давно нет на свете; но Собакевич Собакевич вошел, как
говорится, в самую силу речи, откуда взялась рысь и дар слова.
- А Пробка
Степан, плотник? Я голову прозакладую , если вы где сыщете такого мужика. Ведь
что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы Бог знает что дали, трех аршин с
вершком ростом!
Чичиков опять хотел заметить, что и Пробки
нет на свете; но Собакевича, как видно, пронесло : полились такие потоки речей, что только
нужно было слушать:
-Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в
каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги,
что сапоги, то и , и хоть бы в рот хмельного. А Еремей Сорокоплёхин ! Да
этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь
какой народ ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин.
Но позвольте, - сказал Чичиков, изумлённый
таким обильным наводнением речей, которым, казалось, и конца не было, - зачем
вы исчисляете все их качества, ведь в них толку теперь нет никакого, ведь это
всё народ мёртвый. Мёртвым телом хоть забор подпирай, говори пословица.
-Да , конечно, мёртвые, -сказал Собакевич, как бы одумавшись и
припомнив, что они в самом деле были уже мёртвые, а потом прибавил: - Впрочем,
и то сказать : что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за
люди? мухи, а не люди.
- Да всё же они существуют, а это ведь мечта.
-Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков
был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не
войдёт; нет, это мечта! А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади;
хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту!
1.Определите коммуникативную ситуацию,
разворачивающуюся в данном фрагменте.
2.Объясните, как вы понимаете
словосочетание ядреный орех в выделенном предложении.
3.Выпишите 3 выражения, при
которых повествователь указывает на изменение в эмоциональном состоянии
Собакевича.
4. Объясните, чем вызвано такое
обильное наводнение речей Собакевича.
5.Выпишите 3 существительных с
суффиксом -ищ (а) и определите их
значение.
6. В выделенном предложении объясните расстановку
знаков препинания.
7.Поясните в 2-3 предложениях, каким
предстает народ в диалоге Чичикова и Собакевича
8.Сформулируйте в3-4 предложения , как
настоящий фрагмент понять смысл названия произведения.
1) Он любил гулять, прохаживаясь по набережной.
2) Изучая историю, мы глубже понимаем свою страну.
3) Сделав домашнее задание, мы пошли на тренировку.
4) Выступая перед аудиторией, не размахивай руками.
5) Готовясь к экзамену, мы делали краткие записи по каждому вопросу.
6) Приехав на станцию, мы с трудом нашли такси.
7) Прибежав к финишу, он еле дышал от усталости.
8) Увидев брата, я быстро подошла к нему.
9) Приехав в деревню, мы наслаждались тишиной.
10) Дожидаясь выхода на сцену, он заметно нервничал.
11) После слов учителя все замолчали, задумавшись о будущем.
12) Она слушала его, закрыв глаза.
13) Утром, выпив сок, мы пошли на прогулку.
14) Заметив меня, Николай улыбнулся.
15) Приехав в пансионат, мы сразу же пошли на море.
16) Вечером, прогулявшись по берегу моря, мы пошли ужинать.
17) Учитель, проверяя наши домашние задания, был слишком строг в своих оценках.
18) Забывая о данных обещаниях, человек вызывает недоверие к себе.
19) Рассказывая содержание фильма, он слишком волновался.
20) Пролежав полдня на диване, кот решил поесть.
21) Петров вышел из класса, громко хлопнув дверью.
22) Ученик отвечал у доски, волнуясь и глотая слова.
23) Набирая скорость, поезд отошел от станции.
24) Не зная броду, не суйся в воду.
25) Собака подошла и , не глядя на хозяина, легла у его ног.
ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ:
1) На улице был ливень, сопровождающийся раскатами грома.
2) Мы внимательно слушали учителя, рассказывающего нам о причастии.
3) Речь, отражающая смысл, — правильная речь.
4) Девочка, сидящая за столом, рисовала цветущий сад.
5) Дом, построенный в веке, был наконец отремонтирован.
6) Птицы, прилетевшие на юг, стали строить гнезда.
7)Девочка, читающая книгу, была очень увлечена ее содержанием.
8) Ночь, незаметно подкравшаяся, окутала землю темнотой и прохладой.
9) Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.
10) Я был администратором проекта, открывшегося совсем недавно.
11) Солнце, посылавшее робкие лучи на землю, украсило унылую степь.
12) Цветы, замерзшие за ночь, стали понемногу оживать.
13) На сцене находилась женщина, исполняющая джаз.
14) Листья, кружащиеся в воздухе, падали на журчащий ручеек.
15) Мы поднимались по песчаным буграм, поросшим молодыми сосенками.
16) Дорога, ведущая к деревне, шла среди болот.
17) Абрикосы, растущие в нашем саду, привлекли множество пчел.
18) Утомленные долгим походом, они быстро уснули.
19) Сегодня мы увидели стаю уток, приютившуюся в камышах.
20) Море, глухо рокотавшее, никак не могло успокоиться после бури.
21) В окно, открытое настежь, подувал легкий ветерок.
22) На березе шелестели золотые листья , колеблемые осенним ветром.
23) Человек, поводящий много времени с книгой, не теряет его попусту.
24) Туман, стелющийся над рекой, был виден издалека.
25) Привлеченные ярким светом, бабочки кружились возле фонаря.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1) По небу проплыли маленькие тучи, и начался дождь.
2) В городском саду играл оркестр и кружились пары.
3) То солнышко выглянет, то тучка набежит, то дождь брызнет.
4) Мне хотелось с кем-то поделиться моей бедой, но никто не хотел меня слушать.
5) Мы очень устали от поездки в горы, зато воспоминаний теперь хватит на целый год.
6) Осень наступила внезапно, и все птицы улетели.
7) Ка легко дышится и как хорошо жить на свете!
8) В начале июля погода установилась хорошая и мы поехали отдыхать на море.
9) Иван Петрович быстро ушел, а я остался.
10) Где ваши сестры и как они поживают?
11) Я не ел ничего с утра, но голода я совсем не чувствовал.
12) Скоро будет лето, и все опять начнут купаться.
13) Мой брат любит читать, я тоже много времени провожу с книгой.
14) Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.
15) Не то у него не было настроения, не то он не имел возможности поехать с нами.
16) Я уже был далеко от дома, и вдруг мне позвонили.
17) Мы с сестрой очень волновались перед экзаменом, мама тоже переживала за нас.
18) Многие одноклассники невзлюбили его, я же относился к нему с уважением.
19) Я сижу дома, а на улице такая хорошая погода.
20) Луны не было, но яркие звезды освещали нашу дорогу
ответ: 1) Тема: Музыка. Мысль: Узнать побольше о этом композиторе.
2) Тип речи: Повествовательный.
3) С самого малого возроста (корень "возрост")определился(корень "определи") будущий(будущ) великий(велик) композитор(композ) Вальфган Амадей Моцарт. Пять лет было мальчику(мальчик) а он великолепно(великолеп)играл обладал (облад)фантастической(фантасти) музыкальной(музыка) памятью(память) всем на удивление(удив).
4) Музыкальной-музыка, великолепно-великий, задание-задания,звание-звания,Моцарт-Моцарта.
5) Полчаса(пол),отоприте(от),размышляем(раз)
6) Не понял.
7) Тоже не понял.
8) Удивление(У-приставка, Див-корень, лен-суффикс, ие-окончание. Размышляем(раз-приставка, мыш- корень, ля- суффикс, ем-окончание.