Тест по теме «частица» (вариант 2) 1. частица как часть речи обозначает предмет в предложении обычно является сказуемым отвечает на вопросы что делать? что сделать? вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола 2. укажите формообразующую частицу: 1) не спится 2) как красиво 3) едва ли вернется 4) приехал бы 3. укажите предложение с формообразующей частицей: даже и говорить с тобой не хочу! уж если он пообещал, то сделает. позвонить в такой колокол один человек не мог. давайте споем нашу любимую песню! 4. укажите дефисное написание слова: буланину достался широкий пиджак, достигавший ему чуть(ли) не до колен. «посмотри(ка), - возразил я ему, - как у калиныча на пасеке чисто». небо, покрытое облаками, все(же) давало достаточно света. неуже(ли) завтра опять будет дождь? 5. укажите предложение с частицей, выражающей ограничение: 1)кто не знает березового сока! 2)и все-таки мы успели на последний трамвай. 3) почти все мальчики нашего класса ходили в баскетльную секцию. 4) как прекрасен этот мир! 6. укажите предложение с отрицательной частицей: мне бы надо смотреть за теленком, а я убегаю смотреть на белый пароход. летом почти каждый день мальчик бегал туда смотреть в бинокль на озеро. но все же время от времени автолавка наведывалась и к лесникам. ему не хотелось говорить об этом деду. 7. укажите предложение с частицей не: так случилось, что колька полушкин разу с кем не ссорился. что пишу с тех пор — все бестолочь. он н… умел и пытался казаться лучше или хуже. куда пойдешь — везде он кавалером. 8. укажите предложение с частицей ни: забудь замазать на березке ранку глиной или смолой. у меня нет н… тени сомнения. нельзя уйти от березы, замазав надрез. обычно мальчик н… проходил мимо, н… похлопав своего «верблюда» по горбу. 9. на месте каких цифр пишется ни: просто н(1) мог он н(2) поговорить с яковом прокопычем, н(3) мог н(4) рассказать ему, как все было, зная, что отец про то н(5)когда и н(6)кому н(7) расскажет. 1) 1, 2, 4 2) 4, 6 3) 3, 5, 7 4) 5, 6 10. на месте каких цифр пишется ни: но он тут же понял, что н(1)куда н(2) уйдет, н(3)кому н(4)где н(5) нужен и н(6)где такой жизни, какой хочет для себя, н(7) сыщет. 1)1, 3, 4, 6 2) 2, 3, 5, 7 3) 3, 4, 5 4) 5, 6, 7 11. ни является частицей в предложении: оба приятеля (ни)сколько не походили друг на друга. поднявшись на гору, он (ни)чего не "услышал, но заметил совсем близко костер. (ни)словом не обмолвился он о вчерашнем разговоре. не услышишь теперь марала (ни)днем, (ни)в полночь, (ни)на рассвете. 12. укажите предложение с частицей ни: (ни)когда не видел мальчик деда своего таким перепуганным. в его словах не было (ни)какой выдумки. больше он не проронил (ни)слова. но это (ни)сколько не обидело мальчика. 13. орфографическая ошибка допущена в предложении: 1) как-то вечером в хату, не постучавшись, вошел маленький сутулый старичок. дошло до того, что не кому стало хлеб сеять, на охоту ходить. холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. не теряйте времени, а то рыба склюет наживу. 14. ошибка в определении грамматических признаков: разве — частица, модальная, вопросительная едва ли — частица, модальная, значение сомнения вон — частица, модальная, указательная лишь — частица, модальная, восклицательная 15. укажите раздельное написание слова: тополь протягивает ветви на восток, что(бы) встретить светило в самые первые мгновения. я жить хочу, что(б) мыслить и страдать. что(бы) случайная буря не разрушила вековой работы, год от года тополь наращивает мощь своих ветвей. что(бы) осталось от природы, если бы не было лесов!
овременная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.
Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).
Русская орфография – это система правил написания слов.
Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.
Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы..
В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем:
морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание)сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.
Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: [хл'иэба], [хл'ьбавос]; приставкапод- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: [пътп'ил'ит'] [падб'ит']; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе - в книге, большого - великого, синего - моего и т.п.
Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.
Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.
Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся.
Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить - воскликнуть, избить - испить, низвергнуть - ни т.п.
Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о - ёпосле шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок - ножичек, парчовый - кочевой, свечой - тучей и т.п.
Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.
Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, илиТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину.
Так, написание гласных и, а, у после шипящих - это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.
Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) икампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и (единица оценки).
Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов - раздельно.
Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.