Тест по теме «Лексика и фразеология»
I. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:
I вариант II вариант
аккорд гаммы
П. Выпишите из словаря по одному слову:
I вариант II вариант
заимствованное диалектное
устаревшее профессиональное
III. Определите слово по его лексическому значению. Цвет фиалки и сирени — (лиловый)
Заранее намеченный путь следования — (маршрут)
Мысленно представить себе что-нибудь — (вообразить)
Очень большой — (огромный, гигантский)
Желтый с красноватым оттенком — (оранжевый)
Знаки для обозначения звуков — (буквы)
Слова, употребляемые жителями одной местности,— (диа¬лектные)
Часть слова без окончания — (основа слова)
IV. Замените фразеологизмы синонимами.
задрать нос, спустя рукава водить за нос, засучив рукава
С одним из них придумайте предложение, запишите его.
V. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брал¬ся неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.
VI. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.
I вариант
Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К. Паустовский.)
II вариант
В саду горит костер рябины красной. (С. Е сен и н.) Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.
VII. Выпишите синонимы из предложений.
I вариант II вариант
Когда мальчик слушал его пение, Кругом, покорив всё своей
полное беспредельной тоски, темнотой, наполнив покоем
чувство бесконечной жалости и тишиной, царила ночь, охватывало его маленькое сердце.
VIII. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом — в переносном.
I вариант II вариант
язык хрустальный
О нашем родном языке нужно заботиться ежедневно, ежеминутно. По моему мнению, лучшее, что мы и лично я можем сделать для родного языка, это разговаривать им ежедневно. Язык должен жить, развиваться, и если им не разговаривать, то он будет постепенно гаснуть, а потом может исчезнуть вообще.
Нам всем нужно между собой общаться грамотно, правильно составлять предложения. Не следует употреблять слов-паразитов, ибо они засоряют нашу речь. Также следует следить за своим языком, нужно ограничить употребление слов-жаргона, сленга, потому что язык становится примитивным, когда мы употребляем такие слова.
К сожалению, сегодня мало кто беспокоится о чистоте нашего языка.
1) Третий (~) урок пролетел= очень (_._._) быстро (_._._).
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, не осложнено.
Схема [ _ = ].
2) Три - нечётное (~) число=.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, не осложнено.
Схема [ _ - = ].
3) Четверо друзей встретились= после долгой (~) разлуки (_ _ _).
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, не осложнено.
Схема [ _ = ].
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое=.
Второстепенные члены предложения: определение (~), обстоятельство (_._._), дополнение (_ _ _).