Тест по теме «Правописание гласных в корне слова»
Правильных ответов в задании может быть 2-3
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) насл..ждение, упр..стить, приг..рюнился
2) подб..родок, к..стюмер, поч..нить
3) расч..ртить, нар..вне, (крепкая) б..чёвка
4) покл..ниться, пропол..скать (бельё), г..ризонтальный
5) раздр..жаться, нав..вать (печаль), ув..дать(без влаги)
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) п..риод, уб..речь, зам..чательный
2) выск..чка, бл..стательный, зам..рать
3) распл..влять (металл), зоол..гический, прим..рить (врагов)
4) пл..вание, выг..рать, оз..рение
5) душеразд..рающий, (по) к..сательной, сл..жение (основ)
5.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) од..чать, изд..лека, задр..жать
2) ут..шитель, ф..нтастический, перекл..каться
3) ск..сить (траву), пол..мизировать, см..рение
4) прот..реть, дер..вяшка, бл..городный
5) опл..тить (заказ), осн..щение, сп..собный
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов
1) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
2) (маленький) РОСТОК — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях
3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса
4) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
5) МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.
7. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов
1) ЗАПЕРЕТЬ (на ключ) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
2) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения
3) ВЫСТИРАТЬ (бельё) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит СУФФИКСА
4)отРАСЛЬ (животноводства) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
5) РАВНЕНИЕ (в строю) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
8. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов
1) РАССТИЛАТЬ –написание безударной гласной в корне слова зависит от суффикса
2) ПРИМЕРЯТЬ (пальто) – написание безударной гласной в корне слова зависит от суффикса героя) – написание безударной гласной в корне слова не проверяется ударением
4) ПОНИМАТЬ - написание безударной гласной в корне слова зависит от ударения
5) СОЧЕТАНИЕ – написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях
9. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.
1) (решить) УРАВНЕНИЕ— написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
2) КОСИТЬ (траву) — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
3) ВЫЧИТАНИЕ — правописание чередующейся гласной в корне не определяется правилом (является исключением).
4) (русая) КОСА - написание безударной гласной в корне слова проверяется ударением
5) БЛИСТАТЬ (умом) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова
10. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.
1)ЗАЖИГАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова
2) СКРИПЕТЬ – написание безударной гласной в корне слова проверяется ударением
3) ПРИГОРОДНЫЙ- написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения
4)ПРИМИРЕНИЕ (врагов) - написание безударной гласной в корне слова проверяется ударением
5)ВЫСКОЧИТЬ - написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
чтобы хорошо писать диктанты (и вообще быть грамотным человеком), необходимо усердно и старательно изучать родной язык. важно: 1)много читать. чтение самой разной (учебников, художественных книг, публицистики) развивает зрительную память, запоминать написание слов; 2)учить правила, уметь применять их при письме; 3)постоянно тренироваться в написании диктантов и других . с этой целью можно писать диктанты, переписывать тексты, выполнять грамматические . сегодня в ученику есть многочисленные аудио записи с надиктованными текстами. накануне контрольного диктанта нужно еще раз повторить правила, пройденные за определенный период времени (например, за учебную четверть). попросите родителей продиктовать вам текст, чтобы прорепетировать предстоящий диктант.
Автор плывёт по Енисею, сильной, раздольной реке. Плывет на родину своего детства. Стоя на палубе парохода, слизывая с губ капли брызг, он, как и многие - многие до него, задается риторическим вопросом – зачем? Зачем так мало времени уделял тому, что по-настоящему дорого, зачем так долго не приезжал сюда, в родные места, а суетился, работал, ездил по заграницам, и даже хворал.
На пароходе не спал лишь рулевой и автор рассказа. Он ждал восхода солнца, солнца, которое вспугнет ночной туман на реке, и закончит эту короткую летнюю ночь. И вот с первыми лучами восходящего светила, герой видит остров: с перевалкой, мигающей красным огнем, со скалами в середине острова, и ярко зеленеющим лесом внизу. И всюду буйная весенняя зелень с вкраплениями разноцветных цветов. Здесь и колокольчики, и дикий мак, и кукушкины слезки.
Автор так вкусно описывает увиденный весенний остров, что он живо и ярко встает перед глазами. Он сам пробежал по всему пароходу, чтобы как можно дольше насладиться этой весной, так нечаянно встреченной на своем пути. Но прекрасная сказка все удалялась и удалялась, пока не скрылась вдали.
Герой рассказа жадно всматривался во все острова, которые встречались в дальнейшем по пути парохода, то такого весеннего так и не было. И объяснение этому чуду есть простое: остров был долго затоплен водами Енисея, и когда его земля слегка просохла – острову нужна была весна. Не мог он ее пропустить, несмотря на то, что вокруг лето было в разгаре. А раз была нужна – она и забушевала вокруг красками цветов, благоуханьем трав – всем, с чем весна приходит в каждый уголочек матушки – земли.
Но только ли о земле говорит в этом рассказе Астафьев? Ведь в конце он пишет: « Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете — неважно. Главное, что она приходит».
Приходит весна – слова, которые сразу ассоциируются с приходом чего-то нового, обязательно светлого и прекрасного. Того, что врывается в человеческие души, захватывает их, очищая и обогащая.