В авторском предисловии к своему самому знаменитому произведению – философской сказке «Маленький принц» - французский писатель и летчик Антуан Сент-Экзюпери посетовал на то, что многие разногласия между взрослыми и детьми происходят по одной причине: «все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». И с этим трудно не согласиться! А скольких слез и недоразумений можно было бы избежать, остановись вовремя родители в критике своего чада и вспомни себя в его годы. Только нет – «мы взрослые, мы всегда правы, мы хотим только добра».Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Когда-то она касается музыкальных вкусов и пристрастий, когда-то – политических взглядов, когда-то – литературных симпатий и антипатий. Чтобы сгладить остроту этой проблемы, от каждой из сторон требуется два умения – слушать и слышать. Слушают преимущественно все. А вот слышат – единицы. Только обнаруживается это поздно и некстати, когда конфликт уже вышел наружу и разгорелся, как бушующий костер.Особенно наглядно проблема спора поколений обнаруживается, когда обращаешься к истории молодежных неформальных движений. Ученые придумали для них общий термин – контркультура. Сначала в послевоенную жизнь ворвались стиляги, про которых несколько лет назад у нас в стране сняли замечательный, лиричный и музыкальный фильм. Потом появились битники, которые передали эстафету хиппи. Затем настала очередь панков и металлистов.Сегодня на слуху объединения готов и эмо. Так что обе культуры – традиционная культура «отцов» и контркультура «детей» - вынуждены как-то уживаться между собой. Не всегда им это удается. В советские годы рок-музыкой страшали маленьких детей, концерты приходилось устраивать в подвалах и на квартирах (отсюда из название – «квартирники»), на рок обрушивались всевозможные гонения. Эту музыку назвали безыдейной, не хотели замечать ее мощного социального звучания и гражданственности.Бывают ли семьи, где обходится без «напряженки», без выяснения отношений на повышенных тонах, без рукоприкладства? Конечно! Но при нескольких условиях: если родители никогда не ругаются в присутствии детей, если не поднимают на них руку, если их мораль – ненавязчивая, добрая, сердечная, если все настроены друг другу.Спорить мы не перестанем никогда. Только любой спор бессмысленен, потому что редко кого можно переубедить, не сходя с места. Требуется время подумать и расставить все точки над «i». И добрая воля. И желание идти навстречу. Иногда человек, чужой по крови, вдруг становится роднее родного, и с ним ты начинаешь строить собственную семью. Так что ни от чего зарекаться тоже не надо…
Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет. Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть. Три дня молол, а в полтора съел. Ты ему слово, а он тебе десять. Коли два, так не один. Под один голосок, под один волосок, под одно платьице. Старик, да лучше семерых молодых. Ссора в своей семье до первого взгляда. Первый снег выпадает сорок дней до зимы. Двадцать лет чернила составлял. Ложка узка, берет по два куска: развести пошире — возьмет четыре. Сто голов — сто умов. Двадцать пять лет — солдатский век.
Один в поле не воин.
В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.
Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть.
Три дня молол, а в полтора съел.
Ты ему слово, а он тебе десять.
Коли два, так не один.
Под один голосок, под один волосок, под одно платьице.
Старик, да лучше семерых молодых.
Ссора в своей семье до первого взгляда.
Первый снег выпадает сорок дней до зимы.
Двадцать лет чернила составлял.
Ложка узка, берет по два куска: развести пошире — возьмет четыре.
Сто голов — сто умов.
Двадцать пять лет — солдатский век.