Транскрипт 1 Птицы под снегом
У рябчика в снегу два первое - под снегом тепло ночевать, а второе - снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идёшь иногда в лесу на лыжах, смотришь – показалась головка и спряталась: это рябчик. Даже и не два, а три рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.
Раз было со мной в лесу. Иду я на лыжах; день холодный, хороший мороз. Открывается передо мною большая поляна, на поляне высокие деревья , и на деревьях птицы кормятся почками.
Вдруг все птицы бросились вниз и зарылись в снегу под деревьями.
В тот же миг является ястреб, ударился на то место, где зарылись птицы, и заходил. Ну, вот прямо же над самыми птицами ходит, а догадаться не может копнуть ногой и схватить. Мне это было очень любопытно. Думаю: «Ежели он ходит, значит, чувствует их под собой, и ум у ястреба велик, а такого нет, чтобы догадаться и копнуть лапой на какой-нибудь вершок –два в снегу».
Ходит и ходит.
Захотелось мне птицам, и стал я подкрадываться к ястребу. Снег мягкий, лыжа не шумит; но только начал я объезжать кустами поляну, вдруг провалился в сугроб по самое ухо. Вылезал я из провалища, конечно, уж не без шума и думал: «Ястреб это услыхал и улетел». Выбрался и о ястребе уж и не думаю, а когда поляну объехал и выглянул из-за дерева, ястреб прямо передо мной на короткий выстрел ходит у птиц над головами. Я выстрелил. Он лёг. А птицы до того напуганы ястребом, что и выстрела не испугались. Подошёл я к ним, шарахнул лыжей, и они из-под снега один за другим как начнут вылетать; кто никогда не видал, обомрёт.
Я много всего в лесу насмотрелся, мне всё это просто, но я всё-таки дивлюсь на ястреба: такой умнейший, а на этом месте оказался таким дураком. (По М. Пришвину)
1. Найдите предложение, соответствующее услышанной информации.
[2]
А) Вдруг все птицы бросились вниз и зарылись в снегу под деревьями.
В) Птицы завели свою громкую трель.
С) Вдруг все птицы начали кружить в небе, пархая друг за другом в хоотичном порядке.
Д) Птицы неподвижно лежали на снегу.
Е) В небе кружилась пара ястребов, внимательно высматривая свою жертву.
[1]
2. Как вы понимаете слово «Шарахнул»? Составьте предложение с данным словом.
[2]
3. Выразите свое отношение к позиции главного героя. Разделяешь ли ты ее и почему?
[2]
Всего:
Чтение
Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» и выполните задания к нему.
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обна трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она.
Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! (1958)
Задания
1. О чем это стихотворение? К кому обращено стихотворение.
[2]
2. Какую проблему решает автор? Как, по мнению автора, можно заставить трудиться «душу»? Что нужно делать, чтобы не позволять душе лениться?
П
[5]
Составьте цитатный план из трех пунктов. [1]
Всего : [8]
Письмо
Выберите одно из предложенных заданий.
Задание 1. Напишите эссе – рассуждение на одну из предложенных тем. Используйте в речи деепричастия совершенного и несовершенного вида, применяя знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения. Объем слов 120 - 140 слов.
1. Труд в жизни человека…
2. Мир, созданный трудом.
3. Труд кормит, а лень портит.
4. Труд в моей семье.
Всего : 10
Говорение
Выберите одно из предложенных высказываний и примите участие в диалоге с позиции
«говорящий» и «слушающий», и наоборот.
1. Какую профессию ты выберешь в будущем? Как найти работу по душе?
2. Как упорство и труд влияет на становление человека как личность?
Всего : [10]
Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь — I спряжение, горишь, спишь — II спряжение.
Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива) .
Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.) , кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться» ) и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью») . (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.) ; 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, дышать) .
Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать — догнать — перегнать — выгнать и т. д. — II спряжение) . Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать — гнаться — II спряжение).
Имя прилагательное делает текст образным, живописным. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.
Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.
Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.
Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.!