Тренировочные упражнения на закрепление изученного. 1. Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово.
а) Соприк__саться, к снусь, прик__сновение (с а в корне); б) отл_жение солей; скл_нение имён; пол_скание (горла) (с проверяемой гласной); в) прик_саться, изд лека, зад вака (с чередующейся гласной); г) к_саешься клавиш; меня это не к сается; к_салось только футболистов (значение «дотрагиваться до чего-нибудь»); д) акв_ланг, в долаз, водопр_вод (с а в корне; не имеет корня -вод-; заимствованное; непроизводное; имеет один корень).
-Определите, как образовались слова группы «б».
(Суффиксальным от глаголов.)
-Какие слова являются сложными? (Водолаз, водопровод.)
В деревне.
За дверью раздались тяжёлые шаги. Упираясь руками в стол, мать поднялась на ноги. Вошёл голубоглазый мужчина и, не снимая шапку, взял чемодан, приказав девочке проводить мать к нему в избу. Он ушёл, не оглядываясь. Войдя в избу, мать остановилась у порога и, прикрыв глаза ладонью, осмотрелась. Из-за печки вышла молодая женщина, молча поклонилась и исчезла, не взглянув на гостью. Мужик встал, подошёл к ней и, наклоняясь, тихо с знает ли она Рыбина. Мать, вздрогнув, твёрдо ответила, что знает и, не удерживаясь, горько заплакала. Из глаз её безудержно текли слёзы, а лицо было угрюмо.