Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи. в яркий солнечный день тысячи муравьёв копошатся, что-то делают, куда-то торопятся. вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает на муравейник длинную еловую хвоинку. муравьи тащат хвою на сооружение своего муравейника, который строят много лет. они хорошо знают свой дом, похожий на сложное инженерное сооружение. догорает день. муравьишка спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к своему дому. ему запах. если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьёв от чужих. чужих в свой дом они не пускают. ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. в прут вцепились сразу десятки муравьёв. они защищают своё жилище. хочется сказать всем: «не разоряйте муравейников! » ведь муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. грамматическое . 1) озаглавьте текст. 2) выполните фонетический разбор слова хвою 3) выполните морфемный разбор слов: трудно, вцепились, длинную, муравьишка, втаскивает. 4) выполните словообразовательный анализ слова приостанавливается 5) выполните синтаксический разбор предложения: муравьишка спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к своему дому. 6) выполните пунктуационный разбор предложения: ведь муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. 7) выполните морфологический разбор слова вредных (из №6)
Грамматическое задание:
1) Озаглавьте текст: Муравейник.
2) Выполните фонетический разбор слова:
ХВОЮ: 2 слога (хво-ю), ударение а 1-ом слоге (хво́ю), 4 буквы, 5 звуков.
х [х]: согласный, парн. твёрдый, непарн. глухой;
в [в]: согласный, парн. твёрдый, парн. звонкий;
о [о]: гласный, ударный;
ю [й']: согласный, непарн. мягкий, непарн. непарн. звонкий, сонорный;
[у]: гласный, безударный.
3) Выполните морфемный разбор слов:
трудно: корень (∩) ТРУДН + суффикс (∧) О. Основа слова: трудно.
вцепились: приставка (¬) В + корень (∩) ЦЕП + суффиксы (∧) И, Л + окончание (☐) И + возвратный суффикс СЬ. Основа слова: вцепи_сь.
длинную: корень (∩) ДЛИН + суффикс (∧) Н + окончание (☐) УЮ. Основа слова: длинн.
муравьишка: корень (∩) МУРАВЬ + суффикс (∧) ИШК + окончание (☐) А. Основа слова: муравьишк.
втаскивает: приставка (¬) В + корень (∩) ТАСК + суффикс (∧) ИВА + окончание (☐) ЕТ. Основа слова: втаскива.
4) Выполните словообразовательный анализ слова ПРИОСТАНАВЛИВАЕТСЯ: приставка (¬) ПРИ [совершения действия не в полном объёме ] + останавливаться словообразования: приставочный.
5) Выполните синтаксический разбор предложения:
Муравьишка очень (_._._) спешит=, приостанавливается=, кружится=, разыскивает= дорогу (_ _ _) к своему (~) дому (_ _ _).
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми.
Схема [ _ О, О, О, О ]. О - однородные сказуемые.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое =.
Второстепенные члены предложения: дополнение (_ _ _), обстоятельство (_._._), определение (~).
6) Выполните пунктуационный разбор предложения:
Ведь муравьи –(1) безобидные,(2) полезные жители= леса,(3) они истребляют= вредных насекомых.(4)
Тире (1) ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в и.п.
Запятая (2) ставится между однородными определениями [безобидные, полезные], связанными бессоюзно.
Запятая (3) ставится между частями сложносочинённого, бессоюзного предложения.
Точка (4) ставится в конце повествовательного, невосклицательного предложения.
7) Выполните морфологический разбор слова
| насекомых (каких?) вредных - прилагательное.
Н.ф.: вредный.
|| Постоянные признаки: качественное;
Непостоянные признаки: полная форма, множественное число, винительный падеж.
||| насекомых (каких?) вредных (определение ~)