Тургенев в школе / авт.-сост. Л.А.Капитонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007 –
Серия «Писатель в школе».
«Отставные люди» и «наследники»
В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х годов. Именно принадлежность к разным временным эпохам стала источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым. В их противостоянии, по сути, обозначилось противостояние двух исторических эпох.
40-е годы были временем дворян-либералов. Тогда «слово «либерал», - отмечает Тургенев, - означало протест всего темного и притеснительного. Оно означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, пуще всего любовь к народу, который, находясь ещё под гнётом крепостного бесправия, нуждался в деятельной своих счастливых сынов. Либерально настроенных людей, исполненных веры в науку, прогресс, гуманность, цивилизацию, нередко называли «идеалистами», «романтиками». 40-е годы – это время Т.Н.Грановского, Н.В.Станкевича, А.И.Герцена, И.С.Тургенева, братьев Кирсановых…
В русской общественной жизни 60-х годов появилась новая социальная группа – разночинская интеллигенция, состоявшая из образованных молодых людей разного социального происхождения (большей частью выходцев из церковной и мелко буржуазной среды), отказавшихся от своих социальных корней и исповедовавших идею борьбы с существующим порядком вещей и теми, кто его олицетворяет.
В этом смысле главной «мишенью» для молодого, напористого поколения разночинцев стало аристократическое дворянство. Они отказались видеть в аристократизме высшую форму тогдашней культуры. Ассоциируя дворянский аристократизм с социальными последствиями крепостнической системы: нищетой и бесправием народа, отсутствием общественных прав человека… разночинцы категорически не принимали всего того, что с ним был связано, вплоть до аристократической манеры одеваться. Вот почему так претят тургеневскому Базарову ухоженные ногти, аккуратно выбритый подбородок и «каменные» воротнички Павла Петровича.
В качестве идейного противостояния аристократизму разночинная молодость культивировала в себе отсутствие благовоспитанности, неотесанность, грубость и даже неопрятность в одежде, неухоженные руки, обкусанные ногти. Отсюда длинный балахон с кистями, красные руки, дешёвый табак, развязность поведения Базарова – это все идеологические знаки в портрете шестидесятника.
Тургенев уже с первых страниц романа стремиться показать взаимное неприятие сторон, старого и нового поколения.
1. Опираясь на текст, приведите аргументы в подтверждение позиции автора (смотрите главу IV).
2. На чьей стороне автор романа?
3. Какой общественно-политический конфликт изображен в романе?
Приложение № 1
Твои дети не принадлежат тебе. Они сыновья и дочери самой жизни.
Она их породила через тебя. И хотя они с тобой, они не твои. Ты можешь дать им любовь, но не мысли. Потому что они мыслят самостоятельно.
Под крышей твоего дома только их тела, но не души, потому что их души в доме будущего, куда путь для тебя закрыт.
Можешь пытаться стать таким, как они, но не старайся сделать их похожими на себя.
Ведь их жизнь не идет вспять и не остается прежней.
Твои дети - живые стрелы, срывающиеся вперед с тетивы лука.
Стрелок выбирает цель на бесконечном пути, и он сгибает тебя, чтобы стрелы неслись легко и быстро, Будь счастлив тем, как мощно стрелок сгибает тебя - лук для твоих детей. Он любит летящие стрелы, но ему нужен и ты - лук, посылающий их вдаль.
Джебран Халиль Джебран (1883 — 1931) — ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель. Выдающийся арабский писатель и философ XX века. Прославившая Джебрана Халиля Джебрана книга — «Пророк» (1923), вершина философии поэта, переведена более чем на 100 языков. Книга состоит из 26 стихотворений в прозе философского характера. На «Избранном» — одно из них, посвященное детям.
И женщина с ребенком на груди сказала: Скажи нам о Детях.
И он ответил так:
Ваши дети — это не ваши дети.
Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе.
Они появляются через вас, но не из вас,
И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им.
Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы,
Потому что у них есть собственные думы.
Вы можете дать дом их телам, но не их душам,
Ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах.
Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя.
Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.
Вы только луки, из которых посланы вперед живые стрелы, которые вы зовете своими детьми.
Лучник видит свою цель на пути в бесконечное, и это Он сгибает вас своей силой, чтобы Его стрелы могли лететь быстро и далеко.
Пусть ваше сгибание в руках этого Лучника будет вам в радость,
Ведь он любит не только свою стрелу, что летит, но и свой лук, хотя он и не подвижен.
А) Прозаик написал УДАЧЛИВОЕ произведение.
2. В этих словах допущены ошибки + исправленный вариант:
А) поллиста – пол-листа
Б) пол-томи – пол-Томи
В) один килограмм апельсин – один килограмм апельсинОВ
3. Допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, + исправленный вариант:
А) новая тюль – новЫЙ тюль (м. р.)
В) чёрное кофе – чёрнЫЙ кофе (м. р.)
4. Предложение с грамматической ошибкой
( с нарушением синтаксической нормы) + исправленный вариант.
А) Конкурс состоялся согласно расписаниЯ.
– Конкурс состоялся согласно расписаниЮ (Д. п.)
5. Грамматически правильное продолжение предложения:
Подойдя бесшумно к дому,
Б) человек встал как вкопанный.
очки, ворота, брюки
6. В каком ряду у всех глаголов нельзя определить грамматический вид:
Выберите
b. казнить, женить, декларировать
7. Укажите неправильную форму слова:
Выберите один ответ:
d. кремы
8. Укажите грамматически неправильное предложение:
Выберите один ответ:
d. Депутат отстаивал взгляд на особое положение своего региона.
9. Укажите предложение с правильно выделенной основой (главными членами):
Выберите один ответ:
d. Сестра долго смотрела на меня, что-то обдумывая.
10. Укажите правильную характеристику предложения:
Об этом обстоятельстве он узнал совершенно случайно от своего друга Ракитина, которому все в их городишке было известно, и тут же позабыл.
Выберите один ответ:
a. сложное бессоюзное
b. сложносочиненное
c. сложное с сочинительной и подчинительной связью
d. сложноподчиненное
11. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная:
Выберите
b. безав…рийный, пов…р, нач…ртить
12. В каком ряду во всех словах пропущены буквы –НН– :
Выберите один ответ:
a. инфляцио…ый, перекраше…ый, угада…ый
13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:
Выберите один ответ:
c. н…куда деваться, н… к кому уехать, н… с кем дружить
14. Укажите правильное объяснения поставки знака препинания или его отсутствия:
Ему почудилось, что будто блеснуло огнем узенькое окошко (…) и потом вновь опустилась там непроглядная темнота.
Выберите один ответ:
a. сложносочиненное предложение, запятая перед И нужна
15. Назовите словообразования у слова ДРУЖЕСКИ
16. Определите тип односоставного предложения: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы
17. Определите тип придаточного предложения: Подошел хмурый капитан и сурово сказал, что надвигается шторм.