Творческий диктант. 1. Перестройте предложение: однородные члены соедините союзами, указывающими на чередование признаков моря. Запишите его. Море бывает ласковое, сердитое, вкрадчивое, разгневанное. 2. Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом. Сказки любят и дети, и взрослые. В этом году я собираюсь поехать в деревню летом или осенью. 3. Запишите предложение, соединив однородные члены попарно. В перестроенном предложении однородные члены соедините двойным сопоставительным союзом. Запишите это предложение. В саду росли яблони, груши, вишни, сливы. 4. Придумайте к однородным членам обобщающее слово, поставьте его перед однородными членами. Запишите предложение. Осина, ольха, березки еще голы. 5. Перестройте предложение так, чтобы перед однородными членами можно было поставить двоеточие. Запишите его. В Западных Саянах встречаются такие редкие, исчезающие животные, как алтайский улар, красный волк, сибирский козерог, длиннохвостый хомячок. 6. Перестройте предложение так, чтобы сказуемое с зависимыми словами стояло после однородных членов. Запишите его. В наших краях нередки растения, губительные для насекомых: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки. 7. Запишите предложение, поставив обобщающее слово после однородных членов. Растения: черемуха, бузина, горчица, петрушка – воздействуют на насекомых своими летучими веществами – фитонцидами.
Расстановка недостающих знаков препинания.
Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась,кроме как на старческую слабость.Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева,сторожа при пожарном сарае,что Катерина Ивановна одна на белом свете.Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает = забыла, значит ,мать ,а дни у Катерины Ивановны считанные.Не ровён час ,так и умрёт она не повидав дочери,не приласкав ее,не погладив её русые волосы "очаровательной красоты"(так говорила о них Катерина Ивановна).Настя присылала Катерине Ивановне деньги,но и то бывало с перерывами.Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов ,никому не известно.Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад,где она не была с ранней весны ,всё не пускала слабость.-Дорогой мой,-сказала Катерина Ивановна,-уж вы не взыщите с меня,со старой.Хочется мне вспомнить напоследок посмотреть сад.В нём я еще девушкой зачитывалась Тургеневым.Да и кое-какие деревья я посадила сама.Она одевалась очень долго.Надела старый тёплый салопчик,теплый платок,и крепко держась за мою руку,медленно спустилась с крылечка.Уже вечерело.Сад облетел.Палые листья мешали идти.Они громко трещали и шевелились под ногами ,на зеленеющей заре зажглась звезда.Далеко над лесом висел серп месяца.Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы ,оперлась об неё рукой и заплакала.Я крепко держал её ,чтобы она не упала.Плакала она ,как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.-Не дай вам бог,родной мой,-сказала она мне,-дожить до такой одинокой старости!Не дай вам бог!Я осторожно повёл её домой и подумал:как бы я был счастлив,если бы у меня была такая мама!Синтаксический разбор 7,13,17 предложения.
7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад,где она не была с ранней весны ,всё не пускала слабость.
Однажды - (когда?) - обстоятельство ,(подчеркнуть _._._._._);
Катерина Ивановна -(кто?)- подлежащие,(подчеркнуть одной прямой линией);
Попросила -(что сделала?)- сказуемое,(подчеркнуть двумя прямыми линиями);
Меня - (кого?) - дополнение,(подчеркнуть пунктирной линией);
Проводить - (что сделать?) - сказуемое,инфинитив(подчеркнуть двумя прямыми линиями);
Её - (кого?) - дополнение,(подчеркнуть пунктирной линией);
В сад -(куда?) - обстоятельство,(подчеркнуть _._._._._);
Она - (кто?) - подлежащие,(подчеркнуть одной прямой линией);
Не была - (что делала?) - сказуемое,(подчеркнуть двумя прямыми линиями);
Ранней - (какой?) - определение,(подчеркнуть волнистой линией);
С весны - (с чего?) - дополнение,(подчеркнуть пунктирной линией);
Не пускала - (что делала?) - сказуемое,(подчеркнуть двумя прямыми линиями);
Слабость - (что?) - дополнение,(подчеркнуть пунктирной линией);
13)Надела старый тёплый салопчик,теплый платок,и крепко держась за мою руку,медленно спустилась с крылечка.
Надела - (что сделала?) - сказуемое,(подчеркнуть двумя прямыми линиями);
Старый тёплый -(какой?)- определение,(подчеркнуть волнистой линией);
Салопчик - (что?) - дополнение,(подчеркнуть пунктирной линией);
Теплый - (какой?) - определение,(подчеркнуть волнистой линией);
Платок -(что?) - дополнение,(подчеркнуть пунктирной линией);
Крепко - (как?) - обстоятельство,(подчеркнуть _._._._._);
Держась -(что делая?) - сказуемое,(подчеркнуть двумя прямыми линиями);
За мою - (за чью?) - определение,(подчеркнуть волнистой линией);
Руку - (что?) - дополнение,(подчеркнуть пунктирной линией);
Медленно - (Как?) - обстоятельство,(подчеркнуть _._._._._);
Спустилась-(что сделала?) - сказуемое,(подчеркнуть двумя прямыми линиями);
С крылечка - (с чего?) - дополнение,(подчеркнуть пунктирной линией);
17)Они громко трещали и шевелились под ногами ,на зеленеющей заре зажглась звезда.
Они - (кто?) - подлежащие,(подчеркнуть одной прямой линией);
Громко - (как?) - обстоятельство,(подчеркнуть _._._._._);
Трещали и шевелились - (что делали?) - сказуемое,(подчеркнуть двумя прямыми линиями);
Под ногами - (под чем?) - дополнение,(подчеркнуть пунктирной линией);
На зеленеющей - (на какой?) - определение,(подчеркнуть волнистой линией);
Заре - (на чем?) - дополнение,(подчеркнуть пунктирной линией);
Зажглась - (что сделала?) - сказуемое,(подчеркнуть двумя прямыми линиями);
Звезда-(что?)-подлежащие,(подчеркнуть одной прямой линией);
1. Живописный народ индийцы (Гончаров). (Тире не надо, т.к. сказуемое предшествует подлежащему)
2. Офицер этот не чета вам (Федин). (тире не ставится из-за отрицания с частицей НЕ)
3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). (подлежащее и сказуемое - сущ. в И.п., сказуемое даёт оценку подлежащему)
4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). (тире не ставится, так как отрицание с частицей НЕ и наречие "совсем")
5. Удивительное дело – сон (Тургенев). (оба главных члена - сущ. И.п., сказуемое содержит оценку, а также тире интонационно делит предложение на две части)
6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). (тире надо, так как подлежащее - инфинитив, сказуемой сущ. И.П.)
7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). (подлежащее - количественное числит., сказуемое - сущ. И.П., к тому же в сказуемом содержится оценка подлежащего)
8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). (наличие паузы между категорией состояния и инфинитивом требует тире)
9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). (подлежащее - личное местоимение, нет интонационной паузы)
10. Это дом Зверкова (Чехов). (отсутствует логическая пауза между подлежащим (указательным местоимением) и сказуемым)
11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). (параллелизм конструкций требует тире)
12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). (подлежащее - инфинитив, сказуемое - сущ. И.Пп требуют тире)
13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). (противопоставление предложений плюс подлежащее - сущ. И.П., сказуемое - инфинитив)
14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). (тире не надо, так как отрицание с частицей НЕ)
15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). (подлежащее и сказуемое - инфинитивы, также тире требует и слово "значит")
16. Поэзия не профессия, (тире отсутствует, т.к. есть отриц.частица) поэзия как любовь: (тире отсутствует, т.к. есть сравнение)
если уж есть, так есть она, (нет условий для тире: разные части речи)
а нет – и не суесловь (тире в БСП, так как во втором предложении - следствие того, о чём говориться в первом (Федоров).
17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). (параллелизм конструкций требует тире)
18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). (логическое подчёркивание подлежащего)
19. Я последний поэт деревни (Есенин). (подлежащее-местоимение не требует тире)
20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин). (составное именное сказуемое с именем прилагательным не требует тире)
Подлежащие подчёркнуты, сказуемые выделены жирным шрифтом)