У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не пищи, а берёт, сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что осталось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.
Всё бы хорошо, если бы дерево не отняло солнце у виноградного куста. Оно раскинуло над ним свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, по соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней свои ветви.
Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растёт без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод.
Выпишите из текста частицы, сгруппировав их по разрядам:
формообразующие
отрицательные
смыслораздичительные
Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать.
Если можно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением, то такая гласная называется проверяемой. Например, столбы - сто"лб; примирять (друзей) - ми"р.
Если безударную гласную нельзя проверить ударением, то такие гласные называются не проверяемыми, и правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю (карто"фель, эликси"р) .
В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными. Как правило, под ударением пишется та гласная, которая слышится; выбор буквы в безударной позиции зависит от определенных условий:
От ударения:
-гар- -гор-: под ударением пишется а (зага"р, разга"р) , без ударения - о (загоре"лый, пригора? ть) , исключения: вы"гарки, и"згарь, при"гарь;
-зар- -зор-: без ударения пишется а (зарни"ца, озари"ть) , под ударением - что слышится (зо"рька, за"рево) , исключение: зорева"ть;
-клан- -клон-: без ударения пишется о (преклоне"ние, локлони"ться) , под ударением - что слышится (кла"няться, покло"н) ;
-твар- -твор-: без ударения пишется о (твори"ть, творе"ние) , под ударением - что слышится (тво"рчество, тва"рь) , исключение: у"тварь;
От последующих букв или сочетаний букв:
-кас- -кос-: если за корнем следует согласная н, то пишется о (косну"ться, прикоснове"ние) , в остальных случаях пишется а (каса"тельная, каса"ться) ;
-лаг- -лож-: перед г пишется а (прилагать, прилагательное) , перед ж пишется о (приложение, предложить) , исключения: по"лог;
-раст- (-ращ-), - рос-: перед ст и щ пишется а (расти", нара"щивагь) , перед с пишется о (за"росль, вы"росший) , исключения: о"трасль, росто"к, вы"рос-ток, ростовщи"к. Росто"в;
-скак-, -скоч-: перед к пишется а (скака"ть) , перед ч пишется о (вы"скочить) , исключения: скачо"к, скачу";
От наличия или отсутствия после корня суффикса -а-:
-вер-, -вир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, пир-, -тер-, тир-, -блест-, -блист, -жег-, -жиг-, -стел-, -стал-, -чет-, -чит-: перед суффиксом -а- пишется и (собира"ть, зажига"ть, настила"тъ) , в остальных случаях пишется е (блесте"ть, заже"чь) , исключения; сочета"ть, сочета"ние;
корни с чередованием а (я) - им (ин) : перед суффиксом -а- пишется им (ин) (замина"ть, зажима"ть) , в остальных случаях пишется а (я) (замя"ть, зажа"ть) ;
От значения:
-мак-, -мок-: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (мака"ть хлеб в молоко) , -мок - в значении «пропускать жидкость» (ботинки промока"ют) ;
-равн-, -ровн-: -равт- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравня"ться) , -ровн - в значении «ровный, прямой, гладкий» (у"ро-вень, заровня"ть) ;
-плав-, -плов-, -плыв-: о пишется только в словах плове"ц и пловчи"ха, ы - только в слове плывуны", во всех остальных случаях пишется а (плаву"честь, поплаво"к).
Трудно найти в мире страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры. Во многих государствах, и в первую очередь федеративных, как у нас, живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Поэтому воспитание в духе патриотизма, уважения и дружбы народов, веротерпимости отражает смысл и цели воспитательных действий по достижению согласия между людьми, развития образования как фактора интеллектуального и социального прогресса российского народа. Невозможно сохранить мир в наше время, если мы не научимся понимать друг друга, уважать культуру других народов, окружающих нас. Национальное чувство ведет народ к духовному расцвету. Чем выше чувство национального, чем лучше человек осознает сущность и историческую роль своего народа, тем ярче и выразительнее, я думаю, проявляются достоинства конкретной личности, принадлежащей к этому народу. Здоровое чувство принадлежности к собственной нации так же естественно, как любовь ребенка к родителям, родному дому, как его склонность к родному языку. В жизни любого народа есть своя, веками устоявшаяся психология восприятия внешнего мира, которая базируется на специфическом жизненном укладе людей. Каждому этносу присущ особый менталитет — свой образ жизни, биологически и социально обусловленная духовность мышления, склад ума, нравственный настрой, мировосприятие
незачто