У людей, придумавших поговорку «Нем как рыба», были основания считать рыб немыми. (2)Ведь для того, чтобы услышать, как разговаривают рыбы, надо или опуститься в воду, или пользоваться какими-нибудь подсобными средствами. (3)Правда, иногда, в редких случаях, человек может слышать голос рыбы без специальных при Так, один путешественник был очень удивлён, услышав на берегах Амазонки странные и довольно громкие звуки, похожие на стоны и тяжёлые вздохи. (5)Звуки доносились из воды и оказались «пением» рыб, живущих в этой реке.
(6)Что же такое звук в воде? (7)Тот звук в воздухе, который мы слышим, — это колебания воздуха. (8)Например, если ударить палочкой по барабану, туго натянутая кожа барабана колеблется и колеблет воздух. (9)Эти колебания достигают наших ушей, колеблют барабанные перепонки, и мы слышим звук барабана. (10)Водные звуки — это тоже колебания, только не воздуха, а воды. (11)Но как же рыбы ухитряются производить эти колебания, передавать звуковые сигналы, ведь люди, звери, птицы пользуются языком, горлом, лёгкими?
(12)В этом рыбам плавательный пузырь. (13)Пузырь окружён специальными мышцами, которые бьют по нему, как по барабану, причём некоторые рыбы умудряются даже выбивать специальную дробь. (14)Пузырь к тому же усиливает эти звуки, а тело рыбы не задерживает их — оно как бы прозрачно для звуков. (15)Есть рыбы, которые посылают сигналы таким одна из костей, подходящая вплотную к ключице, постукивает другим своим концом по плавательному пузырю. (16)У некоторых рыб часть пузыря расположена близко к поверхности тела, и рыбы барабанят по ней плавниками.
1 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов
2 Что, по мнению автора текста, представляют собой водные звуки?
3 Определите и запишите лексическое значение слова «считать» из предложения . Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. У людей, придумавших поговорку «Нем как рыба», были основания считать рыб немыми.
4 Объясните значение фразеологизма «ждать у моря погоды», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ждать у моря погоды — ...
Комплексный анализ рассказа В.Астафьева «Приветное слово»
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
- Дляствуй, дядя! – сияя чёрнущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
- Ей пока ещё все люди – братья!
Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче.
А) На него положиться нельзя: у него семь пятниц на неделе.
Б) Кругом все переполошились, а она и в ус не дует.
В) Секретарь - правая рука директора.
Г) Братья, как две капли воды.
Д) Гости приехали, как снег на голову, мы в первую минуту даже растерялись.
Е) Этому человеку нельзя доверять секреты: он не держит язык за зубами.
Ж) Вот уже двадцать лет их водой не разольёшь.
З) Обычно у него язык без костей.
И) Отец - мастер на все руки, все соседи обращаются к нему с или за советом.
К) Этот беспринципный человек нигде не пропадёт: ему легко удается держать нос по ветру.