Ученик попросил учителя:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это всё? — недоумённо спросил ученик.
— Нет, — ответил учитель. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
— То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай,
нужен ли тебе этот груз.
ответьте на вопросы.
1) Выпишите фактическую информацию из текста. Объясните, почему вы выписали именно эту информацию.
2) Определите скрытую информацию (идею/вывод) прочитанного текста.
3) В какой части текста содержится основная мысль? Выпишите ее.
4) Можно ли избежать конфликтов в жизни?
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
2. Сделайте анализ стихотворении (обязательно опираясь на план). Постарайтесь, чтобы у вас получился связный рассказ. Работу запишите.
План анализа
1. История создания (очень кратко).
2. Род (эпос, лирика, драма).
3. Жанр.
4. Тематика.
5. Идея.
6. Центральные персонажи.
7. Лирический герой.
8. Сюжет.
В центре повествования …
9. Композиция (разбейте стихотворение на композиционные части, кратко изложите их).
Экспозиция -
Завязка –
Развитие действия
Кульминация и развязка:
10. Художественное своеобразие произведения (что необычного: язык повествования, цветовая гамма).
11. Размер, рифма.
12. Средства художественной выразительности.
13. Значение произведения (какие чувства поэта передаёт).
14. Актуальность (важно ли то, что о чём повествуется в стихотворении для современного читателя).
15. Моё отношение к стихотворению.
16. Чему учит.
Только правильно
Солдату чаще всего приходилось воевать вдали от дома. Однако бывало, что солдат защищал свои родные места. В родных краях оказался и Василий Плотников. После того как закончился бой, солдат получил у командира отпуск на четыре часа, чтобы сходить в деревню Яблонцы, где остались жена с маленькой дочкой и старенькая мама. Товарищи Плотникова принесли свои продовольственные запасы: консервы, сухари, сахар. Шутка ли – два года не видел родных, ничего не знал о семье, а теперь – скорое свидание. Деревня Яблонцы была небольшая, но очень красивая. Она часто снилась солдату. Под высокими старыми деревьями стояли крепкие дома с удобными крылечками и чистыми скамеечками.
Плотников торопился. Все тропки были известны ему с детства. И вот через час с небольшим увидел он с высокого места Яблонцы. Не было над деревней высоких деревьев. Ветки на деревьях сгорели, а сучья обуглились. Земля была засыпана золой. Среди этого праха стояли закопчённые печи с высокими трубами. Непривычно и жутко было видеть кирпичные трубы такой высоты: прежде-то их закрывали крыши. Сердце у солдата сжалось, заболело. Что было сил он побежал к деревне. Дом Василия до пожара стоял в середине деревни. Солдат легко отыскал и узнал свою печку. Сквозь копоть побелка. Он сам белил печку перед тем, как уйти на войну. «Деревня погибла в огне, – рассуждал Василий Плотников. – Если бы её бомбили или обстреливали, непременно какие-то печи развалились бы, трубы обрушились бы...» И появилась у него надежда, что жители ушли до пожара куда-нибудь в леса. Солдат сложил кирпичи, сдул с них золу, сел. И так, сидя, не сняв вещевой мешок и автомат, думал горькую думу. Он не сразу почувствовал, что кто-то прикасается к голенищу сапога. Вернее, лёгкие толчки он чувствовал, но не обращал внимания, ведь вокруг ни одной живой души. А когда посмотрел на сапоги, увидел кошку – серую с белой грудкой, свою кошку Дунюшку. Он взял её под живот растопыренной пятернёй, посадил на колени и стал гладить.
Время шло. Пора было возвращаться в часть. Солдат покрошил кошке в обломок глиняной миски хлебушка. Вещевой мешок с продуктами положил в печку и закрыл заслонкой. Потом горелым гвоздём выцарапал на печке: «Я живой. Дома вас не застал. Пишите».
Письмо из дома он получил, когда от Яблонцев ушли на целые полтысячи километров.