Учимся ставить знаки препинания 6
деепричастный оборот и одиночное деепричастие, как правило, выделя-
ются запятыми пезависимо от места, занимаемого ими по отношению
к глаголу: все жители находились тут же осидая самозванца).
(увидя менд), он остановился. возвратясь, он велел подавать свою
карету. (а. с. пушкин)
однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются дра-
вилу однородных членов.
1. обведите деепричастные обороты «огурчиками», укажите глагопы, к которым
они относятся. поставьте необходимые запятые. составьте схемы предложений.
что делая?
чему научится он, служа в петербурге)? -, ?
(1) савельич охал поминутно толкаясь о мои бока.
2) по крепости бегали разбойники грабя офицерские дома.
3) c этим словом она ушла оставя меня в упоении восторга.
4) ямщик ходил кругом от нечего делать улаживая .
когда?
-
отдохнув, пустились мы далее. сы,®ш.
5) прочитав это письмо я чуть сума не сошел.
6) оставшись один я погрузился в размышления.
7) обласкав бедную сироту государыня ее отпустила.
8) желая изгладить это впечатление я пошел гулять по базару.
9) обменявшись сими приятными известиями мы расстались.
когда?
товарищи, заметя его беспокойство), ушли. l, 5,& .
10) мальчик жадно его прикусил и жуя мигом отправился далее.
11) полина читая их досадовала и пожимала плечами.
12) соседи завтракая разговорились довольно дружелюбно.
13) утром проезжая мимо казбека увидел я чудное зрелище.
14) василиса егоровна не видя мужа вторично послала за ним па-
лашку.
15) пугачев увидев меня в толпе кивнул мне головою и подозвал
к себе.
16) в тот же день марья ивановна не полюбопытствовав взглянуть
на петербург обратно поехала в деревню.
Невзирая на холод, я вышел из нетопленого не каменного дома и отправился не спеша к небездарному приятелю. Не водить дружбу с ним я не мог. Его невысокий не то серый, не то черный дом невозмутимо стоял невдалеке. Прохожих на улице было не много, а, скорее всего, мало. Не взирая ни на кого, я следовал по еще не забытому маршруту. Сегодня предстоял нелегкий разговор, я мечтал уговорить юного художника подготовить вернисаж. Постучав в дверь и не медля ни минуты, я вошел в небольшую, но уютную мастерскую, задал несколько незначительных вопросов. Иван на них ответил, не глядя на меня, и недвусмысленно дал понять, что не готов к выставке. Я заметил: «Иван, я не вправе судить тебя, но не для кого и не для чего афишировать своей недисциплинированностью. Ты же обещал! Твои работы, как и недвижимость, сегодня стоят не малых, а очень, очень больших денег!» Он то ли недовольно,то ли недоверчиво посмотрел на меня, а затем, не медля ни минуты, сорвал покрывало с, видимо, еще не дописанной картины. На холсте с беспечной непринужденностью красовались цветы в не белой небьющейся вазе. Художнику было, думаю, невдомек, что, изображенные не ахти как на картоне масляными красками, они не теряли всю свою неповторимую особенность. Приятель не умел иначе. Знал он об этом или нет – неизвестно. Его совсем не интересовали сами одуванчики, которые не вечным забвением возникали в его сознании, а всего лишь ярким контрастом. Иван боялся, что не хватит времени, и он не доделает, не дорисует свои картины, однако настоящий художник не должен торопиться.