Примерно в 170 км от Алматы находится один из древнейших памятников андрониковской культуры (эпоха бронзы, XVIII-XIV вв. до н.э.) — святилище солнцепоклонников в урочище Тамгалы
Рисунки разных периодов, между изображениями на одном камне может пролегать 500 и более лет.
Экскурсия по урочищу начинается с могильника Каракудук-II, датированного XII — X веками до нашей эры, находящегося на равнине перед каньоном. В нем обнаружены захоронения детей и взрослых в характерных для того времени цистах — ящиках для захоронения, сложенных из тонких каменных плит. Главной частью маршрута является центральная часть заповедника, в которой сосредоточена большая часть петроглифов, разделенных на пять групп.
1-я группа
Состоит из 111 петроглифов, большинство из которых представляют собой незавершенные рисунки бронзовой эпохи. В основном, это крупные эскизы фигур животных, размер которых доходит до 60–70 сантиметров.
2-я группа
Самая большая и репрезентативная, к тому же самая древняя часть петроглифов Тамгалы. Она насчитывает 432 наскальных рисунка, которые тщательно и глубоко вбиты в каменные стены ущелья. Только в данной группе есть изображения древних «ряженых». Большая часть этих петроглифов относится к эпохе средней бронзы. Это наиболее выразительная и древнейшая серия удивительных наскальных рисунков урочища.
3-я группа
Серия из 444 петроглифов, большинство из которых были обновлены в более поздние времена. Часть этих рисунков оказалась дополнена петроглифами сакского периода и средневековья. Они расположены таким образом, что ими удобно любоваться с противоположной стороны, как будто посетители попали в настоящую художественную галерею.
4-я группа
Эта группа состоит из 700 петроглифов, которые образуют композиционный центр древнего святилища. Большая часть рисунков не обладает художественной ценностью и выглядит маловыразительно. Они относятся к ранней железной эпохе и средневековью, самые поздние из которых датированы XIX веком.
Исключительную историческую ценность имеет панно бронзовой эпохи, на котором изображены в определенном порядке семь божеств древнеязыческого культа. Немного ниже можно увидеть адептов языческого культа, вскинувших руки в молитве, и несколько воинов, кружащихся в боевой пляске, а также роженицу.
5-я группа
Это самая крупная группа петроглифов, которая насчитывает более 1000 наскальных рисунков. Здесь есть возможность увидеть изображения различных эпох, но к бронзовому веку относятся только несколько панно. На них изображены лошади, кабаны, быки с полосами на теле, повозки и колесницы, запряженные верблюдами, а также несколько мифических рисунков «солнцеголовых». На скалах можно сосчитать 11 петроглифов, изображающих божеств, но эти рисунки повторяют персонажей из 4-й группы.
В определенно-личных предложениях сказуемое (главный член предложения) выражено глаголами в форме 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени.
1) видишь (2), буду видеть (1), видит (3), увижу (1), увидят (3), вижу (1).
Примерно в 170 км от Алматы находится один из древнейших памятников андрониковской культуры (эпоха бронзы, XVIII-XIV вв. до н.э.) — святилище солнцепоклонников в урочище Тамгалы
Рисунки разных периодов, между изображениями на одном камне может пролегать 500 и более лет.
Экскурсия по урочищу начинается с могильника Каракудук-II, датированного XII — X веками до нашей эры, находящегося на равнине перед каньоном. В нем обнаружены захоронения детей и взрослых в характерных для того времени цистах — ящиках для захоронения, сложенных из тонких каменных плит. Главной частью маршрута является центральная часть заповедника, в которой сосредоточена большая часть петроглифов, разделенных на пять групп.
1-я группа
Состоит из 111 петроглифов, большинство из которых представляют собой незавершенные рисунки бронзовой эпохи. В основном, это крупные эскизы фигур животных, размер которых доходит до 60–70 сантиметров.
2-я группа
Самая большая и репрезентативная, к тому же самая древняя часть петроглифов Тамгалы. Она насчитывает 432 наскальных рисунка, которые тщательно и глубоко вбиты в каменные стены ущелья. Только в данной группе есть изображения древних «ряженых». Большая часть этих петроглифов относится к эпохе средней бронзы. Это наиболее выразительная и древнейшая серия удивительных наскальных рисунков урочища.
3-я группа
Серия из 444 петроглифов, большинство из которых были обновлены в более поздние времена. Часть этих рисунков оказалась дополнена петроглифами сакского периода и средневековья. Они расположены таким образом, что ими удобно любоваться с противоположной стороны, как будто посетители попали в настоящую художественную галерею.
4-я группа
Эта группа состоит из 700 петроглифов, которые образуют композиционный центр древнего святилища. Большая часть рисунков не обладает художественной ценностью и выглядит маловыразительно. Они относятся к ранней железной эпохе и средневековью, самые поздние из которых датированы XIX веком.
Исключительную историческую ценность имеет панно бронзовой эпохи, на котором изображены в определенном порядке семь божеств древнеязыческого культа. Немного ниже можно увидеть адептов языческого культа, вскинувших руки в молитве, и несколько воинов, кружащихся в боевой пляске, а также роженицу.
5-я группа
Это самая крупная группа петроглифов, которая насчитывает более 1000 наскальных рисунков. Здесь есть возможность увидеть изображения различных эпох, но к бронзовому веку относятся только несколько панно. На них изображены лошади, кабаны, быки с полосами на теле, повозки и колесницы, запряженные верблюдами, а также несколько мифических рисунков «солнцеголовых». На скалах можно сосчитать 11 петроглифов, изображающих божеств, но эти рисунки повторяют персонажей из 4-й группы.
В определенно-личных предложениях сказуемое (главный член предложения) выражено глаголами в форме 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени.
1) видишь (2), буду видеть (1), видит (3), увижу (1), увидят (3), вижу (1).
2) запоет (3), запоем (1), запоешь (2), пусть запоет (3), запою (1), запела вр.).
3) отвечай (2), отвечайте (2), ответили вр.), отвечаете (2), давай ответим (1), отвечает (3).
4) будешь стараться (2), будут стараться (3), стараемся (1), буду стараться (1), старался вр.), будем стараться (1).
5) понимают (3), понимает (3), пойму (1), поймем (1).
6) говорят (3), говорите (2), говорю (1), говорил бы (условное наклонение).
7) радуешься (2), радуйся (2), радовался бы (условное наклоненине), радуются (3), радовалась (3).
Выделенные глаголы в форме 3-го лица времени и условного наклонения не могут выступать в роли главного члена определенно-личного предложения.