Укажите две основные разновидности языка
А) литературный и книжный
Б) книжный и официальный
В) разговорный и литературный
2.Назовите разновидность разговорного языка, отличающуюся грубоватостью, сниженной лексикой
А) территориальные диалекты
Б В) профессиональные диалекты
Г) арго
3.Язык общенародный, общенациональный, употребляющийся во всех сферах общественной и культурной жизни народа, называется
А) разговорным
Б) литературным
В) профессиональным
4. Назовите основной признак литературного языка:
А) сниженная лексика
Б) нормированность
5.Стиль литературного языка, служащий организации государственной и общественной жизни, называется:
А) разговорный
Б) официально-деловой
В) художественный
6. Стиль литературного языка, служащий для точной передачи информации о жизни, о новых научных достижениях и открытиях, называется:
А) научный
Б) художественный
В) разговорный
7.Стиль литературного языка, передающий информацию и призванный воздействовать на слушателя или читателя, называется:
А) научный
Б) художественный
В) публицистический
8. Назовите основные формы словесного выражения:
А) диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение
Б) эпитет, сравнение, метафора, олицетворение
В диалекты, профессиональные слова слова принадлежать к какому-либо стилю, употребляться в определенных условиях, называется:
А) стилистическая окраска слова
Б) эмоционально- экспрессивная окраска слова
В) фразеологизмы слова передавать эмоциональное отношение к предмету называется:
А) стилистическая окраска слова
Б) эмоционально- экспрессивная окраска слова
В) фразеологизмы
11. Единство всех элементов художественной формы отдельного произведения, произведений одного писателя, ряда писателей, целой эпохи, народной словесности или жанра, называется:
А) нормированность
Б) стиль
В) профессиональные слова
12.Назовите три основных рода словесности
А) эпос, лирика и драма
Б) эпитет, сравнение, олицетворение
В) разговорный и литературный
13. Система событий, изображенных в произведении, их последовательное развертывание называется:
А) эпизод
Б) кульминация
В) сюжет
14. Построение произведения – это:
А)композиция
Б) сюжет
В) эпизод
15. Нарисованная словами выразительная подробность, благодаря которой писатель показывает картину жизни нам понять главное и выражает свои мысли – это:
А) сюжет
Б) художественная деталь
В) композиция
Правописание безударной гласной в приставке первой либо второй группы проверяется словом, в котором данная гласная является ударной, например:
до́чиста, до́бела=> добраться, добеливание; по́бранный (разг.), по́верху => пойти, повздыхать, повиднеть, НО па́водок; про́блеск, про́воды, про́гнутый => провести, проголодаться, НО пра́дед, пра́внук => прабабушка, прадедушка;
и́здавна, и́зморось, и́скрасна-бурый => искупаться, искрученный, изнутри и т. д.
Исключением из правил является приставка раз-, написание которой зависит от ударения (ударная а и безударная о):
расписаться — ро́спись; ро́зжиг и разжи́г; ро́злив и разли́в.
• ПРИСТАВКИ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫПравописание безударной гласной в приставке третьей группы определяется значением приставки.
Приставка при- пишется в значении:
1) близость к месту (приморский, пришкольный);
2) присоединение (прибить, приклеить);
3) приближение (приплыть, прилететь);
4) доведение действия до конца (привыкнуть, принять);
5) неполнота действия (прикусить, присесть);
6) совершение действия в собственных интересах (приврать, притаить).
Приставка пре- пишется в значении:
1) = очень (прекрасный, преинтересный, преследовать);
2) = пере (преступник, пресечь, преподать).
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИЯХ• ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХПравописание безударной гласной в окончании существительного проверяется ударным окончанием другого существительного в склонении и падеже проверяемого существительного.
клавиатурой, занавеской, мамой — руко́й;
телевизора, пола, выключателя — потолка́;
временем, бременем, выменем — путём и т. д.
• ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХПравописание безударной гласной в окончании прилагательного проверяется окончанием вопроса, который задается от главного слова к прилагательному:
картиной (како́й?) красивой, неба (како́го?) синего.
• ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВПравописание безударной гласной в окончании глагола определяется в первую очередь грамматическими категориями глагола:
I спряжение II спряжение
1 лицо ед. ч. -у, -ю -у, -ю
2 лицо ед. ч. -ешь -ишь
3 лицо ед. ч. -ет -ит
1 лицо мн. ч. -ем -им
2 лицо мн. ч. -ете -ите
3 лицо мн. ч. -ут, -ют -ат, -ят
Для проверки окончания глагола необходимо определить его инфинитив (начальную форму) и выяснить, на что оканчивается глагол. Так, если глагол оканчивается на -ить, то он относится ко второму спряжению и имеет соответствующее окончание (см. выше); если глагол оканчивается не на -ить, то он относится к первому спряжению и имеет также соответствующее окончание (см. выше).
Не все инфинитивы могут указать, к какому спряжению относится глагол. К глаголам-исключениям относятся:
1) I спряжение: брить, стелить, зиждиться, брезжить (бреешь, стелете, зиждется, брезжут);
2) II спряжение: глаголы на -ать — гнать, держать, дышать, слышать (гонишь, держим, дышат, слышит); глаголы на -еть — смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть.
Особого внимания заслуживают разноспрягаемые глаголы и глаголы с ударными окончаниями. Например, хотеть и бежать — разноспрягаемый глагол: их личные формы имеют окончания I и II спряжения. А глагол гореть, несмотря на то что оканчивается на -еть, относится ко второму спряжению: его личные формы имеют окончания исключительно II спряжения (горим, горишь, горят и т. д.).
Даже в полотнах, посвященных нашей страны, явно проглядывает современность. Работая над триптихом «Поле Куликово» , Ракша думал о том, что среди героев его картин могли находиться его друзья, если бы сражение происходило в наше время. Поэтому один из героев картины – это Василий Шукшин, а в окружении Дмитрия Донского есть и герой с лицом автора произведения.
На картине «Проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на битву. Воины изображены на заднем плане картины. Они как будто покрыты туманом. А центральное место на полотне занимают именно провожающие. Это женщины, дети и старики. Общая беда объединила и простолюдинов, и знать.
Вот стоит беременная женщина, обнимая за плечо мальчика. Ее одежда, украшения на голове говорят о ее высоком происхождении. А рядом с ней сидит простая крестьянка. В горе она забыла покрыть свои волосы. Так и опустилась на землю простоволосая. Лицо ее выражает страдание: вернется ли ее муж-кормилец. Рядом с ней на корточках примостилась ее дочь. За ними стоит чья-то мать. Не первый раз уже, наверно, она провожает на битву своих близких. Она не плачет, не стенает. Ее лицо просто застыло от горя и переживаний. Юная девушка рядом с ней молится, просит бога защитить в бою любимых ею людей. А старец кричит свой последний наказ уходящим воинам. Еще одна женщина без слез, без крика прижала к своей груди маленького сына. Быть может, и его когда-нибудь благословит мать на ратный подвиг во имя Отечества.
Провожающие полны горя и страшных дум – а вернутся ли живыми те, кто уходит сегодня защищать родную землю. Но ни взглядом, ни одним движением не пытаются они удержать мужей, отцов, любимых. Ведь воины идут защищать родной дом, родную землю от врагов. А им остается лишь благословить на битву и ждать их победного возвращения домой.