Укажите метафоры, метонимии и синекдохи в следующих отрывках. Какова их роль в художественной речи? а) Дышит ароматами, поет вся земля и все живое. Солнце растит цветы в полях; поднимаются они к небу, кланяясь солнцу; молодая зелень деревьев шепчет и колышется. (И.С. Тургенев)
б) Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь. (А.С. Пушкин)
в) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С.Пушкин)
г) В лес ли заглянешь — сосна да осина. (Н.А. Некрасов)
д) Москва праздновала победу.
3. Укажите, чем неудачны метафоры в следующих фразах:
а) Пресс крепостного строя выкачивал соки из крестьян.
б) Глаза его горели прежней молодостью уходящей весны.
в) Он всех засыпал потоком слов.
г) Нищий шел быстро, и его лохмотья звенели.
4. Вставьте вместо точек один из данных синонимов.
а) Бродить, слоняться, шляться.
Костя Шишкин не мог без дела ... из угла в угол. Неутомимый охотник ... по полям и лесам. И страна березового ситца не заманит ... босиком. (С. Есенин)
б) Испытывать, изведать, пробовать.
Разведчики ... незаметно подползать к вспаханному полю. Летчик к концу боя ... огромную усталость. Солдат ... горечь поражений и радость побед.
в) Слушаться, подчиняться, покоряться.
Наш народ не ... врагу. Он привык во всем старших. Чтобы командовать, надо научиться ... .
г выручить, вызволить.
Друга ...— высокая честь. Воины-освободители ... узников из неволи. Сам погибай, а товарища
5. Рассмотрите смысловые отличия слов-паронимов. Составьте с ними предложения.
а) политический — значит государственный, относящийся к политике;
политичный — значит осмотрительный, осторожный, считающийся с той или иной политикой;
б) рациональный — значит разумный, целесообразный;
рационалистический — значит основанный на рационализме; рационализм — философское направление, считающее, что единственным источником знания является разум и ошибочно недооценивающее значение чувственного восприятия опыта.
6. Найдите синонимы в тексте.
О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его, шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках — и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, — он показал, что ему не безызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре — ив бильярдной игре он не давал промаха; говорили ли о добродетели — и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина — и о горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках — и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком. (Н.В. Гоголь)
7. Найдите архаизмы в тексте.
Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради с получением сего имеете ли вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде можно и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению. (А.С. Пушкин)
8. Приводимые ниже слова измените таким образом, чтобы образовались омоформы. Употребите их в предложениях.
Берег — беречь, гранит — гранить, душа — душить, лететь — лечить, пила — пить.
9. Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов.
... молоко, ... день, ... назначение (целевой, цельный, целый); ... завеса, ... воздух, ... цвет (дымный, дымовой, дымчатый); ... привет, ... улыбка, ... работа (дружеский, дружный); ... браслет, ... бой, ... дерево (гранатный, гранатовый); ... принадлежности, ... бумага, ... работа (писчая, письменная); ... собрание, ... бои, ... произведение (классовый, классический, классный); ... гордость, ... отношение (фамильный, фамильярный); ...район, ... мальчонка (соседский, соседний); ... вид, ... метод (эффективный, эффектный).
10. Подберите антонимы к приведенным словам.
Счастье, подъем, безделье, здоровый, стареет, любовь, дружба, доброта, уныние, ложь, черствость, нежность, хороший, тупой, грубый, полезный, умный, сладкий, свет, ясный, светлый, темнеет, расцветает, весна, мрак, брать, заснуть, надеть, побеждать.
Деректі қолданып, сұрақтарға жауап беріңіз.
Тарихшы Манаш Қозыбаев 1921-22 жылдардағы аштық турасында: «1921-1922 жылдардағы аштық қазақтарды демографиялық апатқа әкелді. 1922 жылдың наурызында Қазақстанның батыс және солтүстік аймақтарында 2 миллион 350 мың адам аштыққа ұшырады, олардың көбі өлді» деп жазыпты. Кеңестiк билiктiң алғашқы 20-30-жылдарында қазақтар 4 миллионға жуық адамынан айырылды. 1921-1922-жылдардағы аштық кезiнде – 1млн 700 мың адам, 1932-1933-жылдары 2 млн 300 мыңға жуық адам қырылған. Мұны айғақтайтын деректер бар. 1992 жылы Деректі қолданып, сұрақтарға жауап беріңіз.
Тарихшы Манаш Қозыбаев 1921-22 жылдардағы аштық турасында: «1921-1922 жылдардағы аштық қазақтарды демографиялық апатқа әкелді. 1922 жылдың наурызында Қазақстанның батыс және солтүстік аймақтарында 2 миллион 350 мың адам аштыққа ұшырады, олардың көбі өлді» деп жазыпты. Кеңестiк билiктiң алғашқы 20-30-жылдарында қазақтар 4 миллионға жуық адамынан айырылды. 1921-1922-жылдардағы аштық кезiнде – 1млн 700 мың адам, 1932-1933-жылдары 2 млн 300 мыңға жуық адам қырылған. Мұны айғақтайтын деректер бар. 1992 жылы Деректі қолданып, сұрақтарға жауап беріңіз.
Тарихшы Манаш Қозыбаев 1921-22 жылдардағы аштық турасында: «1921-1922 жылдардағы аштық қазақтарды демографиялық апатқа әкелді. 1922 жылдың наурызында Қазақстанның батыс және солтүстік аймақтарында 2 миллион 350 мың адам аштыққа ұшырады, олардың көбі өлді» деп жазыпты. Кеңестiк билiктiң алғашқы 20-30-жылдарында қазақтар 4 миллионға жуық адамынан айырылды. 1921-1922-жылдардағы аштық кезiнде – 1млн 700 мың адам, 1932-1933-жылдары 2 млн 300 мыңға жуық адам қырылған. Мұны айғақтайтын деректер бар. 1992 жылы
Устраните двусмысленность:
Директор попросил секретаря напечатать свой приказ.
Прочитав книгу в библиотеке, мы ею остались довольны.
Дети оказались без присмотра воспитателей, поэтому они стали баловаться.
Библиотекарь попросила ученицу вернуть книги.
Объяснение:
Директор попросил секретаря напечатать свой приказ-свой
Прочитав книгу в библиотеке, мы ею остались довольны-в библиотеке
Дети оказались без присмотра воспитателей, поэтому они стали баловаться-воспитателей
Библиотекарь попросила ученицу вернуть книги-вернуть(тут я сомневаюсь)