Укажите начальную форму глаголов. Определите суффиксы инфинитива.
Завлеку, зажгу, испеку, лягу развлекусь, толку; выведу, выпол-
зу, гребу, дойду, забреду, заплету, перевезу, поднесу, превзойду, приобрету;
вытру, гибну, грызу, достигну, дую, жалею, жую, истрачу, лезу, ловлю, ложусь,
мчусь, останусь, отсоветую, постою, пыхчу, рву, тянусь.
.
.
.
371.Определите, какие из перечисленных глаголов являются переходными, а какие – непе-
реходными. Укажите семантические, синтаксические, словообразовательные и морфологи-
ческие признаки переходных глаголов.
Глагол Переходный Показатели переходности
или непереходный
семанти- синтаксиче- словообра- морфологи-
ческие ские зователь- ческие
ные
Встать, дрожать, застеклить, заступиться, наброситься, обветрить, обез-
жирить, озорничать, ползти, рассердиться, сплетничать, узнавать, успокоиться,
учительствовать, учить, холодеть, чернеть.
.
.
.
384.Определите наклонение всех глаголов, которые употреблены в приведенных русских
народных пословицах. Укажите значение, грамматические особенности данных форм глаго-
ла, как они образованы.
1. Береги платье снову, а честь смолоду. 2. Одно дело делаешь, другого
не порть. 3. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 4. Чем бы дитя не теши-
лось, лишь бы не плакало. 5 Не было бы счастья, да несчастье Не
давши слова – крепись, а давши – держись. 7. Любишь кататься, люби и саноч-
ки возить. 8. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 9. Не сули журавля в небе,
дай синицу в руки.
.
.
.
388.Найдите глаголы, которые не имеют форм повелительного наклонения, объясните это
грамматическое явление. От остальных глаголов образуйте форму 2-го лица единственного
числа повелительного наклонения. При выполнении задания используйте словарь-
справочник «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка»
(Л., 1973).
Быть, везти, взглянуть, видеть, возить, выгладить, выкрасить, вымазать,
глядеть, гнить, ехать, закупорить, лазить, лакомиться, лечь, мерить, морщить,
мочь, напасть, напоить, ползать, ползти, положить, рассказать, рассказывать,
ржаветь, слышать.
Первой картиной фольклорного цикла была картина “Аленушка” (1881 г.) Васнецов по-новому смотрит на героев сказок, у него свой взгляд на них. Давайте внимательно рассмотрим картину “Аленушка”.
Кого мы видим на картине? Где она находится? Какое настроение вызывает у вас картина? Почему?
Представим, что мы не знаем название картины. Как бы мы ее назвали? Дайте свое название картины.
Выберите из этих названий наиболее подходящее:
Девушка у омута.
Печаль.
Обида.
Грустная девушка.
Страх.
В лесу.
Одиночество.
Обоснуйте свой выбор.
Итак, мы выбирали те названия, которые нам понять душевное состояние девушки.
Реальное и сказочное в сюжете картины.
Трудно сказать, когда начал зарождаться и созревать первый замысел картины. Вот как говорил Васнецов о том, что побудило его взяться за такую картину.
“Не помню, когда впервые зародилась у меня “Аленушка”, как будто она давно жила в моей голове, но реально я ее увидел, когда встретил одну девушку, которая поразила мое воображение. Сколько тоски , одиночества и чисто русской печали было в ее глазах (см.эпиграф к уроку), что я прямо охнул, когда встретился с ней”
Что же побудило Васнецова к созданию такой картины – реальная, настоящая жизнь или сказочный сюжет?
Как вы думаете, почему картина называется “Аленушка”? А есть ли в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” такое место, которое изображено на картине?
Напрасно мы стали бы искать конкретное место в сказке. Образ девочки-сиротки сложился у Васнецова под влиянием русских народных сказок о горькой судьбе обездоленных детей.
Какую сказку вы читали на уроке литературы, в которой тоже показана жизнь девочки-сироты? (“Василиса Прекрасная”) Наверное, Васнецов знал и эту сказку.
Глубокое сострадание, сочувствие к детям – сиротам, их судьбе звучит в русских народных песнях, которые не раз слышал Виктор Михайлович Васнецов. Вот одна из них:
“От тятеньки и от маменьки я осталася,
По чужой-то дальней сторонушке шаталася,
Много горюшка – кручинушки напрималася,
Без постелюшки я, горька сиротинушка, наспалася”.
Итак, картина написана как будто на сказочный сюжет, а воспринимается как кусочек реальной, настоящей жизни. Здесь все правдиво, чувствуется большая любовь к людям, к родной природе.
Ведь в сказках мы встречаемся со словами и действиями Аленушки, она показана в различных обстоятельствах. А художник-живописец передает ее внешний облик и душевное состояние. На картине перед нами зримый образ Аленушки
Маленький-качественное прилагательное
Резным-качественное прилагательное
родниковой- притяжательное прилагательное
#2
Была-изъявительное наклонение(несов.в)
Пошел-изъявительное наклонение(сов.в)
Переждать-изъявительное наклонение(сов.в)
Направились-изъявительное наклонение(сов.в)
Встретила-изъявительное наклонение(сов.в)
Усадила-изъявительное наклонение(сов.в)
Принесла-изъявительное наклонение(сов.в)
#3
[Жара была]
[Дождь пошел]
[Дед с внуком решили, направились, вышли]
[Дочь встретила]
[Девочка усадила и принесла]