Укажите неверное утверждение.
а) Лексика — слова, которые даны в толковом словаре.
б) Каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение.
в) Слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений.
2. Запишите правильный ответ одним словом. Приведите пример.
Слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
3. Запишите правильный ответ. Приведите пример.
Слова, которые не только обозначают предметы и явления, но и выражают отношение к ним говорящего.
4. Жаргонизмы – это
а) слова, которые известны всему народу;
б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;
в) слова, которые используются в речи людей определенной группы.
5. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
а) золотой медальон; б) пустая голова;в) говор ручья; г) хвост кометы; д) быстрый бег; е) цветущий сад.
6. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:
а) тихий голос — тихая погода; б) идут торги — идут часы; в) счастливый брак — заводской брак.
7. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы:
1) бедная растительность - а) маленькая; б) скромная; в) пышная.
2) богатый опыт-а) ничтожный; б) убогий; в) скудный.
8. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях.
Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
– Бабушка! А что это такое – загнетка и рогач? Я знаю, у нас на Севере рогачами оленей-самцов называют. А вот слова загнетка я вообще никогда не слышал.
9. Подберите к словам соответствующие по употреблению слова:
1) одеть — а) пальто; б) ребенка
2) величественный – а) писатель, б) вид
3) сытный – а)обед, б) ребенок
4) глиняный – а) горшок, б) берег
10. Укажите столбик а), б), в) или г), в котором буквы соответствуют пропущенным буквам в словах.
а б в г
Посв..тить рассказ Е Я Е Я
Разр..дил ружьё Е Е Я Я
Сп..ши в школу Е И И Е
Отв..рить дверь 0 А А О
11. Дайте определение фразеологизма. Приведите пример.
12. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию «очень любить»:
а) как свои пять пальцев; б) яблоку негде упасть; в) души не чаять; г) проще пареной репы;
д) носить на руках;е) положа руку на сердце.
13. Запишите фразеологизм, которым можно заменить выделенные слова в предложении.
А) Денег у нас было очень мало.
Б) Мама вернулась с работы очень поздно и ужин приготовила быстро, без большой затраты времени.
Часть 2
Прочитайте текст. Выполните задания.
(1)Был уже конец августа. (2)Денёк выдался пасмурный, даже порой слегка накрапывал дождик.
(3)Мы разбрелись неподалёку друг от друга. (4)Я держался поближе к маме. (5) Она очень хорошо умела искать грибы и как, бывало, только найдёт грибок, сейчас же подзывает меня.
(6) - Юрочка, ну-ка, подойди сюда, посмотри, нет ли тут ещё поблизости, а то я плохо вижу, как бы не пропустить.
(7)Ну конечно, я со всех ног лечу на И обычно тут же, рядом смаминым, нахожу ещё и ещё грибы.
(9) - Да как же ты его не видела?! - возмущаюсь я.- Ведь совсем рядом с твоим стоял. Как же ты не заметила?(По Г. Скребицкому.)
14. Из предложений 6-8 выпишите фразеологизм.
15. Найдите и выпишите из текста эмоционально окрашенные слова (2-3 слова).
16. Из предложений 7-9 выпишите слово со значением «приходить в негодование, испытывать крайнее недовольство».
17. Из предложений 3-6 выпишите синонимы.
2. Правильный ответ: омонимы. Пример: "бал" (шар, торжественное мероприятие).
3. Правильный ответ: эмоционально-оценочные слова. Пример: "красивый", "ужасный".
4. Жаргонизмы - это в) слова, которые используются в речи людей определенной группы. Жаргонизмы - это слова или выражения, которые употребляются в определенной социальной или профессиональной группе людей и не являются стандартным литературным языком.
5. Словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении: б) пустая голова, г) говор ручья, г) хвост кометы, е) цветущий сад.
6. Словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами: в) счастливый брак - заводской брак.
7. Подбор антонимов: 1) бедная растительность - в) пышная, 2) богатый опыт - в) скудный.
8. Выделенные слова в предложениях - это: загнетка и рогач. Загнетка - это место, где находятся продукты для использования в кулинарии. Рогач - это вид жуков.
9. Подбор слов по употреблению: 1) одеть - б) ребенка, 2) величественный - б) вид, 3) сытный - а) обед, 4) глиняный - а) горшок.
10. Пропущенные буквы: а) Е, б) Е, в) И, г) О.
11. Фразеологизм - это устойчивое словосочетание или выражение, которое имеет фиксированное значение и не раскладывается на отдельные слова. Пример: "бить всякую муть" - значит избавляться от ненужного, совершать очищение.
12. Фразеологизмы – синонимы к словосочетанию «очень любить»: а) как свои пять пальцев, в) души не чаять, е) положа руку на сердце.
13. Заменить выделенные слова в предложениях можно фразеологизмом: а) Денег у нас было очень мало - валяться денежками, б) Мама вернулась с работы очень поздно и ужин приготовила быстро, без большой затраты времени - готовить на скорую руку.
14. Фразеологизм из предложений 6-8: подзывает меня.
15. Эмоционально окрашенные слова: хорошо, плохо, вижу.
16. Слово со значением "приходить в негодование, испытывать крайнее недовольство" из предложений 7-9: возмущаюсь.
17. Синонимы из предложений 3-6: разбрелись - расстались, поближе - ближе, очень - совсем, рядом - рядышком.