Укажите неверное утверждение: а) несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, называются текстом. б) слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, называются синонимами. в) фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударения, слог. г) односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее, называются безличными. 2. укажите, в каком ряду во всех словах есть звук [ч']: а) колокольчик, рассчитывать, бесчестный; в) расчищенный, разведчик, счёт; б) молчание, песчаный, грузчик; г) рябчик, жетончик, чемпионат. 3. какое слово состоит из 1 приставки, 1 корня, 2 суффиксов и 1 окончания: а) поседевший; б) выкрикнув; в) заботливый; г) размокший; 4. укажите, в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется удвоенная согласная буква: а) инте(л,лл)игентный, га(л,лл)ерея; б) ко(м,мм)ентатор, гу(м,мм)анизм; в) а(к,кк)омпанемент, диску(с,сс)ия; 5. укажите, в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется ь: а) пугаеш..ся страшилищ..; б) съеш..те пон..чик; в) улеч..ся; г) г) э(ф,фф)ективность, де(с,сс)ерт; д) тавто(л,лл)огия, и(н,нн)овация; е) а(б,бб)ревиатура; апе(л,лл)яция; 56 6. укажите, в каких словах следует писать букву о: а) любить ; б) жареная ; в) говорить ; г) ож..г руку; д) узкий ; е) щечки; ж) мелкая ; з) получить 7. укажите фразеологизмы со значением «бесполезность, бессмысленность действия»: а) между небом и землёй; б) ни рыба ни мясо; в) как рыба об лёд; г) локти кусать; д) втирать очки; е) водить за нос. 8. укажите, в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня: а) анал..гичный, р..цензия, фраз..ологизм; в) вд..хновлять, об..днённый, эл..мент; б) ст..листический, педаг..гический, зан..маться; г) сат..рический, бл..гословлять, ок..заться. 9. к какому ряду применимо правило «приствки на з и с пишутся с с перед согласными»: а) , ̆, ; в) , , ; б) , , ; г) во..глас, , ̆. 10. укажите, в каком словосочетании существительное является зависимым словом: а) сменить часового; б) археологическая находка; в) петь хором; г) официальный документ; д) путь пройден; е) желание путешествовать. 11. укажите, какие предложения являются сложносочинёнными: а) птицы затаились на время или вовсе покинули эти места. б) вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул мелкий дождь. в) душа словно перемещается не только во времени, но и в пространстве. г) не помню, звонил ли я тебе на неделе. д) если дернуть за веревку, привязанную к языку колокола, раздастся протяжный звон. е) положили огонь под костер со стружками – и пламя запылало. 12. укажите, в каком влезть. б) оживленное гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах меда привлекает пчел. в) в москве, куда есенин приехал, он сблизился с участниками суриковского -музыкального кружка. г) сколько не говори «халва, халва», во рту слаще не станет. 13. укажите, в каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые: вода (1) выступившая из берегов (2) сплошь залила (3) прилегающие к озеру (4) болота. а) 1,2,3,4 - выделяются два причастных оборота; в) 1,2 – выделяется причастный оборот; б) 1,2,3 – выделяются два причастных оборота; г) 2,3 – выделяется деепричастный оборот; 14. стилистическими особенностями официально-делового стиля является: а) долженствующе - предписывающий характер речи; б) авторская индивидуальность; в) спонтанность; г) оценочность. 15. укажите троп: не то на серебре, - на золоте едал. а) метонимия; б) литота; в) гипербола; г) аллегория. часть 2. прочитайте текст и письменно выполните 1-5. в мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. и тем не менее этот край нехоженых троп и непуганых птиц и зверей обладает большой притягательной силой. он также скромен, как картины левитана, но в нем, как и в этих картинах, заключается вся прелесть и все незаметной разнообразие ̆ природы.
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1) разряд по значению;
2) степень сравнения (если есть) ;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция.
Луна поднялась ещё выше и побледнела. (А. Куприн) Образец морфологического разбора наречия.
I. Высоко — наречие, так как обозначает признак действия.
II.Морфологические признаки:
1) определительное;
2) выше;
3) неизменяемое слово.
III.Синтаксическая функция.
Наречие «выше» в предложении выполняет функцию обстоятельства образа действия (+ значение места) .
Образцы разбора наречий
Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская) .
(Шагнул) вперёд
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда?
Н. ф. – вперёд. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие места.
В предложении – обстоятельство места.
(Застыл) навытяжку
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как?
Н. ф. – навытяжку. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
В предложении – обстоятельство образа действия.
Стало совсем темно (Чаковский) .
(Стало) темно
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
Н. ф. – темно. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
В предложении – именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.
Совсем (темно)
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
Н. ф. – совсем. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие меры и степени.
В предложении – обстоятельство меры и степени.
Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин) .
Ласковее (греет)
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
Н. ф. – ласково. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
В предложении – обстоятельство меры и степени.
Упражнение к теме «Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наре