Становление азербайджанской оперы и симфонической музыки связано с именем гениального азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли, основоположника современной профессиональной2 музыки Азербайджана. Основа оперного искусства в Азербайджане была заложена 12 января 1908 года поставленной в Тагиевском театре Баку оперой «Лейли и Меджнун» У. Гаджибейли. Это первая опера на всём мусульманском Востоке.
В середине XX века в Азербайджане блистала самобытная композиторская школа (Гара Гараев, Фикрет Амиров, Джовдет Гаджиев, Султан Гаджибейли, Ниязи, Сеид Рустамов, Тофик Гулиев, Ариф Меликов, Джахангир Джахангиров, Рауф Гаджиев), прославившая Азербайджан далеко за его пределами. В золотой фонд исполнительского мастерства вписаны имена Бюль- Бюля, Рашида Бейбутова, Вагифа Мустафазаде. Их традиции продолжили композиторы и исполнители: Шовкет Алекперова, Муслим Магомаев, Рамиз Мустафаев, Эмин Сабит-оглы, Октай Кязимов, Рамиз Миришли, Полад Бюль-Бюль оглы и другие.
Одним из шедевров мировой живописи признана азербайджанская средневековая миниатюра. Иллюстрации к поэмам Фирдоуси и Низами, других поэтов, выполненные выдающимися азербайджанскими мастерами книжной миниатюры (Бехзад, его последователи), украшают многие музеи мира (Великобритания, США, Франция и др.).
Ярким наследником средневековых корифеев был мастер конца XIX - начала XX века Бехруз Кенгерли. Колоритные полотна Саттара Бахлулзаде, картины Таира Салахова, Микаила Абдуллаева, Тогрула Нариманбекова украшают многие частные коллекции и музеи мира.
Культурное наследие Азербайджана представлено в 150 музеях и галереях республики.
1) На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение. (Л. Н Толстой "Война и мир") 2) Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он еще и за другим пришел. (Ф. М Достоевский "Преступление и наказание") 3) До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. (И. А Бунин "Господин из Сан-Фрациско") 4) Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. (А. С Пушкин "Выстрел") 5) По мере того как раскрывались перед ней фазисы жизни, то есть чувства, она зорко наблюдала явления, чутко прислушивалась к голосу своего инстинкта и слегка поверяла с немногими, бывшими у ней в запасе наблюдениями, и шла осторожно, пытая ногой почву, на которую предстояло ступить. (И. А Гончаров "Обломов") 6) Когда ему надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: "Сей прав по моей совести; сей виноват по моей совести" - и совесть его была всегда согласна с правдою и с совестью царскою (Н. М Карамзин "Бедная Лиза") 7) То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. (Куприн И "Гранатовый браслет") 8) Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю. (Горький "Старуха Изергиль")
Становление азербайджанской оперы и симфонической музыки связано с именем гениального азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли, основоположника современной профессиональной2 музыки Азербайджана. Основа оперного искусства в Азербайджане была заложена 12 января 1908 года поставленной в Тагиевском театре Баку оперой «Лейли и Меджнун» У. Гаджибейли. Это первая опера на всём мусульманском Востоке.
В середине XX века в Азербайджане блистала самобытная композиторская школа (Гара Гараев, Фикрет Амиров, Джовдет Гаджиев, Султан Гаджибейли, Ниязи, Сеид Рустамов, Тофик Гулиев, Ариф Меликов, Джахангир Джахангиров, Рауф Гаджиев), прославившая Азербайджан далеко за его пределами. В золотой фонд исполнительского мастерства вписаны имена Бюль- Бюля, Рашида Бейбутова, Вагифа Мустафазаде. Их традиции продолжили композиторы и исполнители: Шовкет Алекперова, Муслим Магомаев, Рамиз Мустафаев, Эмин Сабит-оглы, Октай Кязимов, Рамиз Миришли, Полад Бюль-Бюль оглы и другие.
Одним из шедевров мировой живописи признана азербайджанская средневековая миниатюра. Иллюстрации к поэмам Фирдоуси и Низами, других поэтов, выполненные выдающимися азербайджанскими мастерами книжной миниатюры (Бехзад, его последователи), украшают многие музеи мира (Великобритания, США, Франция и др.).
Ярким наследником средневековых корифеев был мастер конца XIX - начала XX века Бехруз Кенгерли. Колоритные полотна Саттара Бахлулзаде, картины Таира Салахова, Микаила Абдуллаева, Тогрула Нариманбекова украшают многие частные коллекции и музеи мира.
Культурное наследие Азербайджана представлено в 150 музеях и галереях республики.
нетерпение. (Л. Н Толстой "Война и мир")
2) Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он еще и за другим пришел. (Ф. М Достоевский "Преступление и наказание")
3) До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. (И. А Бунин "Господин из Сан-Фрациско")
4) Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. (А. С Пушкин "Выстрел")
5) По мере того как раскрывались перед ней фазисы жизни, то есть чувства, она зорко наблюдала явления, чутко прислушивалась к голосу своего инстинкта и слегка поверяла с немногими, бывшими у ней в запасе наблюдениями, и шла осторожно, пытая ногой почву, на которую предстояло ступить. (И. А Гончаров "Обломов")
6) Когда ему надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку
на чистое сердце, говорил: "Сей прав по моей совести; сей виноват по моей совести" - и совесть
его была всегда согласна с правдою и с совестью царскою (Н. М Карамзин "Бедная Лиза")
7) То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик,
превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в
которой увязали надолго возы и экипажи. (Куприн И "Гранатовый браслет")
8) Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с
которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под
густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в
голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю. (Горький "Старуха Изергиль")