Укажите стилистическую функцию синонимов слова умереть в отрывке из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». — Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.
— Ну, царствие небесное, — согласился Безенчук. — Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда проставляются... Или Богу душу отдают, — это смотря какая старушка. Ваша, например,
маленькая и в теле, — значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее — та, считается, Богу душу отдаёт...
— То есть как это считается? У кого это считается?
— У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрёте, то в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».
Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеич спросил:
— Ну, а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?
— Я — человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.
Во-первых, они здесь используются для создания комического эффекта и разрядки напряжения. Авторы играют на конфликте между формальным выражением соболезнования и ироническим комментарием Безенчука. Вместо простого "умерла Клавдия Ивановна" он говорит "преставилась" и "Богу душу отдала", создавая комическую ситуацию и подчеркивая свое недоверие к религиозным обычаям. Такие синонимы добавляют оттенок экспрессии и игривости к высказыванию Безенчука.
Во-вторых, авторы используют синонимы для создания реалистического и сатирического образа умерших. Они предлагают классификацию смертей, которая зависит от социальных статусов и профессий умерших. Например, Безенчук утверждает, что маленькие и толстые старушки "преставляются", а худые и большие – "отдают Богу душу". Кроме того, сатирически комментируется различный образ жизни и социальный статус умерших, что добавляет оттенок иронии и сарказма.
Таким образом, использование синонимов слова "умереть" в данном отрывке усиливает комический и сатирический эффект, а также служит для создания реалистического образа умерших персонажей и критики общественных норм и традиций.