Укажите, в каком ряду все слова – самостоятельные части речи.
а) Выстелить, пятьсот, из-за, брусника
б) Холодно, летящий, наш, бы
в) Около (берега), приземлившись, на, железный
г) Холодильник, ветреный, два, переделывая
2. Укажите неправильное утверждение
а) Причастие обозначает проявляющийся во времени признак.
б) Наречия не изменяются.
в) Предлоги связывают слова в словосочетании и предложении.
г) Деепричастие в тексте является сказуемым.
3. Укажите верную морфологическую характеристику
а) Выполнив – деепричастие совершенного вида
б) В продолжение (дня) – производный предлог
в) Цветущий – страдательное причастие настоящего времени
г) Собравший – действительное причастие времени
4. Найдите предложение, в котором причастный оборот не выделяется
запятыми (знаки не расставлены)
а) Я слушал журчание воды протекающей в заросших кустах.
б) Я заметил птиц летевших прямо к водопаду.
в) Лагерь разбили на опушке леса подступавшего к школьному участку.
г) Окруженные серой мглой птицы сбивались с пути.
5. В каком варианте ответов указаны все цифры, на месте которых
должны стоять запятые? Разведчики тихо вышли на берег (1) покрытый
высокой (2) и густой травой (3) перебрались на другую сторону реки.
а) 1, 2, 3 б) 1 в) 1, 3 г) нет запятых
6. Укажите предложение, в котором НЕ с причастием пишется слитно.
а) (Не)прекращающийся дождь лил уже вторые сутки.
б) (Не)покрытая снегом земля уже давно ждет теплого укрытия.
в) Комната (не)освещена, поэтому не все цветы приживутся в ней.
г) (Не)исследованная, а дикая тайга привлекает внимание геологов.
7. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется буква А(Я)
а) смотр..щий в окно, бор..щийся за свободу
б) стел..щийся по земле, вид..щий зорко
в) люб..щий людей, засе..нное поле
г) та..щий снег, ла..щий щенок
8. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется НН
а) жаре(н,нн)ый, песча(н,нн)ый, ветре(н,нн)ый
б) застеклё(н,нн)ый, оловя(н,нн)ый, умере(н,нн)о
в) клюкве(н,нн)ый, вяле(н,нн)ый, увере(н,нн)о
г) прожаре(н,нн)ый, льви(н,нн)ый, вяза(н,нн)ый
9. Правильно построенное предложение с деепричастным оборотом:
а) Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.
б) Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха.
в) Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.
г) Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.
10. Найдите верную характеристику данного предложения (знаки
препинания не расставлены): Замедляя ход к станции шёл поезд.
а) Сложное предложение, запятая нужна.
б предложение, запятая не нужна.
в предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.
г предложение с однородными членами, запятая нужна.
11. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
а) Павел уснул на диване, положив руки под голову и улыбнулся во сне.
б) Вдруг из леса выбежала большая собака, громко залаяв и высунув
мокрый язык.
в) Вчера по небу плыли тяжёлые тучи, предвещавшие обильные дожди,
грохоча, уходили они далеко на деревню.
г) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого
коня.
12. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов?
а в) влево
б) приезжая г) прибегут
13. Какой суффикс не образует деепричастия?
а) -а-(-я-) б) -в- в) -вши- г) -л-
14. В каком предложении выделенное слово является наречием?
а) Сегодня погода хуже, чем вчера.
б) Этот дом ещё выше.
в) Громче всех говорил дедушка.
г) Мы по арбуз послаще.
15. В каком слове допущена орфографическая ошибка?
а) по-новому в) бок-о-бок
б) мало-помалу г) досыта
Родился 27 июля 1946 года в посёлке колхоза имени 1 Мая Каркаралинского района Карагандинской области. Имя его происходит от казахского слова «тоқта», что означает «остановиться». Такое имя казахи издавна давали ребёнку мужского пола, который родился после череды умерших новорожденных или когда все предыдущие новорожденные были только девочками. Токтар был у родителей первым мальчиком после двух девочек. Происходит из подрода[уточнить] Таз-Бұлбұл рода Каракесек племени аргын.[1]
Окончил 8 классов средней школы, затем работал токарем на Темиртауском литейно-механическом заводе, одновременно учился в вечерней школе. Завершив в 1965 году обучение в средней школе, поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков ПВО. В 1976 году окончил школу лётчиков-испытателей и был направлен на испытательную работу на авиазавод в Улан-Удэ, но вскоре с шеф-пилота ОКБ Микояна Александра Федотова был переведён на эту фирму. В 1979 году заочно окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
В 1976—1991 годах — лётчик-испытатель ОКБ имени Микояна. За время работы освоил более 50 типов самолётов. Работал в Крыму по тематике самолётов корабельного базирования. Первым в СССР совершил бе полёт в район Северного полюса и с двумя дозаправками в воздухе. 1 ноября 1989 года произвёл посадку и первый в истории отечественной авиации взлёт истребителя (МиГ-29К) с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Тбилиси».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1988 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Токтару Онгарабаевичу Аубакирову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
6 ноября 1990 года был удостоен звания Заслуженного лётчика-испытателя СССР.
В 1991 году в соответствии с договорённостью между правительствами СССР и Казахской ССР приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
2 октября 1991 года стартовал в космос вместе с Александром Волковым (командир экипажа при старте) и австрийским космонавтом Францем Фибёком в качестве космонавта-исследователя космического корабля «Союз ТМ-13». В течение недели работал на борту орбитального комплекса «Мир». Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 22 часа 13 минут. 10 октября 1991 года возвратился на Землю вместе с Анатолием Арцебарским (командир при посадке) и австрийским космонавтом Францем Фибёком на борту космического корабля «Союз ТМ-12».
Книга наш друг и советчик
С раннего детства мы познаем окружающий мир из книг. Сначала книга привлекает нас множеством ярких картинок, показывающие различные сказки и истории, как весёлые, так и грустные. Книги уже с малых лет направляют нас на правильный путь, так как в них заложен большой смысл. Позже герои, живущие на страницах книг, увлекают нас в огромный мир приключений и путешествий. Читая, мы попадаем в таинственный и волшебный мир, переносимся в далекое или будущее. Мы узнаем о том, что существует большое количество стран и континентов, что в мире помимо добрых и отзывчивых людей есть еще и злые, непорядочные люди. Также мы узнаём о различных ремёслах и открытиях, о жизни людей в давние времена, о разнообразной природе, животных и растениях. Книги развивают наше воображение. Они учат нас мудрости, логике, умению видеть перед собой цель и находить нужные средства для её достижения. Книги также делают нашу речь более грамотной и образной, расширяют наш словарный запас. Они стать умнее и культурнее. Книги показывают, как избежать неловких ситуаций, выстроить гармоничные отношения с людьми или разрешить спор. Они советуют, как лучше преодолеть какую либо проблему или препятствие. Книги нам взглянуть на мир со всех сторон. Прочитав ту или иную книгу, у нас иногда меняется взгляд на окружающий мир, и это хорошо, ведь так мы развиваем свою личность. Книги отвечают на многие наши во заставляют думать и сопереживать героям. Читая книги, мы набираемся жизненного опыта. С книг мы учимся на чужих ошибках, не совершая своих. Книги - это величайшее открытие человечества, без которого, люди не получали бы знания, не узнавали о чём-то новом, не совершенствовали бы свой характер. Если все книги исчезнут, исчезнет и человеческий опыт, опыт жизни сотен поколений людей. Придётся всё постигать заново, снова изобретать то, что было открыто давно. По моему мнению, без книг невозможно обойтись в жизни. Человек перестает мыслить, когда перестает читать. Я с этим согласна, так как книга – это не только вещь для развлечения, а также наш учитель, наш друг и советчик на всю жизнь н ура