Укажите верное утверждение.
а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.
б) Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные.
в) Союзы бывают и составными.
2. Укажите пример с сочинительным союзом: а) Вода играет и дышит. б) Сад полыхает, как в мае заря. в) Лица не было видно, потому что было темно.
3. Какой союз является «лишним», учитывая строение союзов?
а). однако б). если в) оттого что г) или
4. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены). а) За заводами кончался город и начиналось море. б) То тут то там что-то сыплется и шуршит. в) Мы подождали пока выгрузили наши вещи.
5. Определите значение подчинительного союза: Надя почувствовала, что она тут лишняя. а). причинный б). условный. В) изъяснительный
6. Какой по значению сочинительный союз употреблён в пословице: Мал ёрш, да колюч а). соединительный б). разделительный в). противительный
7. В каком варианте ответа выделенное слово пишется раздельно?
а). Бедному псу то (же), очевидно, становилось страшно. б). Что (бы) мне почитать о космосе? в). В работе отстаёт, за (то) в еде обгоняет.
8. Укажите ССП: а). Если выучишь все формулы, то решишь задачу. б).Чтобы тренировать память, нужно много учить наизусть. в). Ребята были в шортах, я тоже надел лёгкую одежду.
9. В каком предложении союз И связывает два предложения в составе сложного? (знаки препинания не расставлены) а). Ты не понимаешь этого и не хочешь понять. б). Я решил не поступать в университет и не подумал о важности этого решения. в). Все твердили ему о его таланте и он решился на выступление в театре.
10. Найдите предложение, в котором употреблены предлог с местоимением. а). На палубе было холодно и сыро, за/то/ можно было любоваться алмазным блеском Венеры. б за/то/, что ты мне. в). Стрелок поискал глазами, во что/бы/ прицелиться.
Часть 2.
Спишите текст, вставляя по смыслу пропущенные союзы, стараясь не повторять одинаковых, и выделяя их в овал. Укажите вид союза (П-подчинительный, С-сочинительный).
(1) Учёные специально приезжают в суровую Антарктиду, ___ побольше узнать о птицах, одетых во фраки __ белоснежные манишки!
(2) Пингвины замечательно при к суровым условиям. (3) Питаются они рыбой кальмарами. (4) В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную торпеду. (5) Иногда пингвин так разгоняется, ___ вылетает из воды на лёд, камешек, летит из рогатки. (6) В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, __ папы-пингвины вынашивают его в течение двух месяцев.
1. Напишите номер предложения, содержащее утверждение, доказательству которого посвящен текст.
2. Начертите схемы 2 и 6 предложений.
3. пишите предложения, расставьте знаки препинания, где это необходимо, и графически объясните их (схемы, подчёркивания). Укажите вид предложения (ПП (+если осложнено, то чем именно), ССП или СПП):
1) Солнце уже заливает своим светом и лес и поле и речку.
2) В садах дозревают рябины и липы в лесах роняют листья.
3) Он был не только со всеми но и застенчив.
4) Песня за домом внезапно смолкла чтобы над прудом запел свою трель соловей.
5) Когда замолкли птицы приближалась сильная гроза
Поведение Коробочки, ее обращение к гостю «батюшка» , стремление услужить (Чичиков назвал себя дворянином) , попотчевать, устроить на ночлег как можно лучше - все это характерные черты образов провинциальных помещиков.
Портрет Коробочки не столь подробен, как портреты других помещиков и как бы растянут: сначала Чичиков слышит «хриплый бабий голос» старухи-служанки; затем «опять какая-то женщина прежней, но очень на нее похожая» ; когда его проводили в комнаты и он успел осмотреться, вошла барыня - «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее. Автор подчеркивает старость Коробочки, дальше Чичиков про себя прямо называет ее старухой. Внешний вид хозяйки утром особенно не меняется - исчезает только спальный чепец.
Именно такова и Коробочка, поэтому Чичиков сразу же не особенно церемонится и переходит к делу.
Важную роль в понимании образа помещицы играет описание поместья и убранства комнат в доме. .