Укажите верные суждения о категории состояния.
Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:
Слова категории состояния в предложении синтаксически связаны с подлежащим.
Слова категории состояния в предложении являются обстоятельствами.
Слова категории состояния не имеют степеней сравнения.
Слова категории состояния образуются так же, как и наречия, и не изменяются.
Слова категории состояния характеризуют состояние среды, природы, человека, животного.
Слова категории состояния могут сочетаться только с глаголами БЫТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ДЕЛАТЬСЯ или употребляться без них.
Слово категории состояния выполняет роль сказуемого в предложении без подлежащего.
Бирюзовый (брошь, небо, перстень); золотой (кольцо, руки, колосья); жемчужный (ожерелье, зубы, серьги); зажечь (свеча, костер, дрова, ребята); рассыпались (зерна, монеты, лучи, звезды.)
Словарный диктант. Запишите словосочетания, распределяя в 2 столбика: 1) с прямым значением; 2) с переносным значением:
Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание, тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.
Спишите текст. Объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).
Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.
В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.
Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.
Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.
На переднем плане картины изображены мальчик и дедушка. Позади них девочка накрывает праздничный стол. В углу стоит наряженная елка. В комнате царит атмосфера праздника. Художник передал праздничное настроение яркими красками. Каждая деталь этой картины поднимает настроение: пестрый ковер, мерцающие елочные игрушки и искренняя улыбка мальчика.
Мальчик вернулся домой после учебы. По горящим глазам и счастливой улыбке можно понять, что он приехал с хорошими новостями. Он порадует своего дедушку отличной успеваемостью и большими заслугами. Он гордо подносит руку к голове, отдавая честь своему деду.
Конечно, мужчина очень рад за своего внука. Это его гордость, его заслуга, его жизнь. Скорее всего, мужчина прослезился, увидев своего внука. Это были слезы радости. Он так же достойно стоит перед внуком, приветствуя его. А изнутри его переполняет гордость.
Мальчик прибыл на праздничные каникулы. В комнате стоит елка, украшенная яркими огнями и игрушками. В этот праздничный вечер они будут дружно загадывать желания и дарить друг другу подарки.
Девочка, которая накрывает на стол, скорее всего его сестра. Она очень гордится своим братом. Она смотрит на него, как на защиту и опору.