Укажите верные утверждения.
Союз — служебная часть речи, которая:
а) вносит различные оттенки в предложения или служит для образования
наклонений глагола;
б) связывает однородные члены и предложения в составе сложного;
в) выражает зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях;
г) союзы могут писаться слитно, раздельно и через дефис.
2. Укажите примеры с подчинительными союзами.
а) Суп да каша — пища наша.
б) Перо пишет, а ум водит.
в) Если пообещал, выполни.
г) Или пан или пропал.
д) Хочу, чтобы писатели были творцами.
е) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.
3.Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются частицами.
а) Не ДАВАЙТЕ никому советов!
б) Ребята, ДАВАЙТЕ жить дружно!
в) Таня, ДАВАЙ детям по цветку.
г) Ира, ДАВАЙ пойдем в кино.
4. Укажите предложения с ошибками в употреблении формообразующих частиц.
а) Давай напишите заметку в газету.
б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя.
в) Только сейчас я понял причину неудачи.
г) Как бы мне хотелось бы увидеть это б своими глазами бы.
5. Спишите предложения, раскройте скобки союзы или союзные слова обведите,
расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
а) Что(бы) (н...) ставили в театре я всегда с удовольствием посещаю спектакль.
б) Хотелось(бы) что(бы) счастье пришло как заслуга.
в) Я думал так(же) и о том человеке в чьих руках находилась моя судьба.
г) Так(же) как и в обыкновенном театре шел (не)смолкаемый говор.6. Допишите предложения, чтобы они получились сложными.а) Если не обернешься …
б) Куда ни обернешься ...
в) Когда мы не читали ...
г) Все, кого мы ни спрашивали …
7. Соедините предложения в сложные при сочинительных и
подчинительных союзов. У каждой пары предложений должно получиться
одно ССП, одно СПП.
а) Луна спряталась за тучи. Стало совсем темно.
б) Библиотека еще работала. Я не смог получить учебники.
8. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненного
предложения. (знаки препинания не расставлены)
а) В лесу еще темно но тропу уже видно.
б) Впереди виднелась белая поляна будто река вышла из берегов.
в) При любых обстоятельствах нужно было чтобы информация поступила.
г) Палатку только поставили а в ней уже не жильцы
9. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу НИ.
а) Час был (...) слишком поздний.
б) Родней (...) где (...) кого (...) одной души.
в) Нет (...) солнца, (...) света, (...) тени.
г) (...) работа сушит, а забота.
д) Девочка (...) за что (...) хотела расстаться с куклой.
е) Всяк правду хвалит, да (...) всяк её говорит.
10. Перепишите предложения, раскройте скобки, выберите нужные частицы НЕ
или НИ.
а) Гнилое дерево (н...) куда (н...) годится: что (н...) сделаешь, все развалится.
б) Как месяц (н...) светит, а все (н...) солнышко.
11. Укажите предложения с междометиями, подчеркните все слова как члены
предложения, над словами укажите часть речи, расставьте знаки препинания.
а) Все дружно ахнули.
б) Эх как бы надо учить тебя!
в) Это было где-то совсем близко.
г) Но-о-о! погоняет извозчик лошадь
бывают совершенно неожиданные встречи. такая необычно интересная встреча была у меня совсем недавно. я встретил удивительного человека.
я столкнулся с этим мальчиком на нашей лестнице, когда выносил мусор. я сразу обратил внимание на его глаза — они были безбрежно-синие, будто я глянул в глубь моря.
— ! — сказал я, от неожиданности чуть не выронив мусорное ведро.
а мальчик ответил так культурно и вежливо, что мне стало не по себе:
— добрый вам день!
мы разговорились, и я узнал о новом знакомом такое, что выделило его сразу из числа всех моих друзей, дружбой с которыми я тоже, конечно, дорожу.
саша, так звали моего знакомого, учился в необыкновенном месте. я и не знал, что ещё существуют приходские школы! но, оказывается, такие есть, и в одной из них учился саша. «потому что у меня папа священник, да и я сам верую», — пояснил мальчик с голубыми глазами. это «верую» сразило меня наповал. это было так интересно — разговаривать с глубоко верующим человеком!
из разговоров со своим новым соседом я многое узнал о жизни, о боге, о религиозных заповедях. и все слова саши были глубоко прочувствованы и не такие вымученные и неинтересные, как это обычно бывает, когда взрослые начинают нам, детям, рассказывать о боге и религии. я рад, что у меня есть теперь такой друг, и той случайной встрече!
4.2 (83.07%) 469 votes
каждый вечер я выхожу в сад. сейчас он весь в снегу. когда в доме зажигают свет, снег блестит, как будто наш сад посыпан серебром. на дорожках видны большие следы — это прошли люди. а вот следы, похожие на цветочки, — это следы нашей кошки. деревья все в инее, кустики у забора засыпало снегом. свет туда не доходит, и кажется, что там, в темноте, в кустах, кто-то прячется. но мне совсем не страшно в нашем саду. наоборот, я люблю гулять там зимой, потому что сад кажется таинственным и загадочным.