Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в честь чудесного видения св. Андрею Юродивому Богоматери с простертым омофором, словно защищающим им христиан, укрывшихся в храме от сарацин-разбойников, осаждавших Константинополь. Смысл же троекуровского Покровского прямо противоположный ― богородичным покровом прикрывается разбой хозяина и его челяди, попрание человеческой правды и общественных законов. Столь же загадочна и Кистеневка. Кистень, по Далю, ― старинное русское оружие в виде короткой палки с подвешенным на ремне или цепочке металлическим шаром, излюбленное оружие разбойников. Меж тем, в Кистеневке нет ничего воинственного; сам хозяин в денежном смысле «смиренного состояния» , власти большой не имеет, да и люди его вовсе не разбойничьего нрава. К чему же этот переворот смысла? По крайней мере, у него две стороны. До ссоры двух друзей несоответствие названия деревень характеру жизни в них свидетельствует о том, что в стабильной системе притяжений-отталкиваний все перемешалось, слова не соответствуют смыслу, произошел логический сбой, символ не соответствует символизируемому, в результате, правда сделалась кривдой. После ссоры отношения формы и содержания временно упрощаются: Кистеневка становится гнездом разбойников, а Покровское ― ме- стом, где, невидимо для других, избранным (как это и было в Константинополе) , является небесная красота. Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» , уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера» . Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца. Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях» . Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак. Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести. Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем» . Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила. Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет» . Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.
(Русская пословица).
Говори по делу, живи по совести.
(Русская пословица)
У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица.
Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадёт — добром к тебе вернётся.
Все мы — люди, да не все — человеки.
(Владимир Иванович Даль)
Общество праведного общежития не может быть составлено из негодяев.
(на основе слов Василия Осиповича Ключевского)
Величие не всегда справедливо, справедливость — всегда величава.
Хочешь изменить мир - начни с себя.
Посеешь мысль - пожнёшь поступок, посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу.
Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.
(Лао-Цзы)
Есть люди, которые становятся скотами, как только начинают обращаться с ними, как с людьми.
(Василий Осипович Ключевский)
Мораль благородного человека подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер.
(Конфуций)
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям.
(Конфуций)
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
(Конфуций)
Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
(Конфуций)
Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.
(Козьма Прутков)
Эгоист подобен давно сидящему в колодце.
Береги платье снову, а честь смолоду.
стом, где, невидимо для других, избранным (как это и было в Константинополе) , является небесная красота.
Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» , уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера» . Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца. Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях» . Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак. Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.
Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем» . Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.
Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет» . Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.