УМОЛЯЮ ЗАВТРА СДАВАТЬ Практическая работа № 3
Тема Лексика и фразеология.
Цели выполнения работы:
1.Научиться применять теоретические знания раздела «Лексика и фразеология».
2.Научиться правильно произносить гласные и согласные звуки, заимствованные слова.
Теоретическая часть.
Лексическое значение слова – это его содержание, то важнейшее, что определяет место слова в нашей речи. Лексическое значение – продукт мыслительной деятельности человека, оно отображает в сознании и закрепляет в нём представления о предметах, свойствах, процессах, явлениях.
Наши представления о значении того или иного слова формируются, изменяются с его контекста, сочетаемости. Именно сочетаемость позволяет разграничивать однозначные и многозначные слова. С нарушением правил сочетаемости значений слов связаны многие речевые ошибки. Определённые значения могут употребляться лишь в определённых конструкциях, в сочетаниях с определёнными предложно-падежными формами. Так глагол заботиться требует обязательно конструкции с предлогом о,жаловаться с предлогом на и т. д. Также ошибки связаны с использование неправильных, тавтологических сочетаний типа памятный мемориал, свободная вакансия.
Инструкция по выполнению работы
1.Внимательно прочитайте тему и цели работы и запишите в тетрадь.
2.Прочитайте теоретическую часть и вспомните изученный материал.
3.Подберите синонимы и антонимы к слову свежий , учитывая его значение.
Образец: синоним антоним
Свежий ветер прохладный тёплый
Свежее утро, свежая газета, свежие новости, свежий воротник, свежий вид, свежий хлеб.
4.Составьте словосочетания со следующими паронимами:
Понятный- понятливый, соседский – соседний, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый.
5.Сформулируйте значение следующих слов:
Интернет, чат, сайт, виртуальный, он-лайн, ноутбук.
6.Составьте предложения, используя приведённые ниже слова и модели их управления:
Игнорировать кого (что);
Возбудить что-либо в ком (у кого);
Возложить что-либо на кого;
Вознаградить кого за что;
Иммунитет к чему и против чего.
7.Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:
Аномалия, спонтанный, деградация, электорат, презентация, эксклюзивный, тинейджер.
8.ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое выражение:
Как говорят:
О том кто часто меняет свои решения;
О человеке, который пришёл не вовремя;
О кротком безобидном человеке;
О болтливом человеке;
О бесследном исчезновении кого-либо;
О беспорядке, неразберихе, царящих где-либо?
Образец:
Об очень дальних родственниках – Седьмая вода на киселе.
9.Вспомните и запишите пословицы и поговорки (не менее семи), в которых встречаются какие-либо числа 1, 2, 3, 7, 100 и т. д.
10.Исправьте речевые недочёты:
1)В данном тексте автор хотел развить мысль о необходимости развития науки и техники.
2)Корреспондент газеты «Московский комсомолец» пытается разобраться с мыслями инакомыслящих журналистов.
3)Бахтин пытается донести до читателя образ человека реально оценивать свои интеллектуальные
4)Немалый вред природе принося и сами люди своим халатным отношением ко всему: к животным, истребляя их, к природе, загрязняя её мусором, к лесам, вырубая их.
5)Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.
6)За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.
7)Автор статьи пишет ещё об одном требовании Л. Н. Толстого к языку – о требовании простоты, ясности и понятливости.
11.*Составьте предложения со следующими фразеологизмами: тёртый калач, подложить свинью, заморить червячка, без царя в голове, как сивый мерин.
То же, что философия - любовь к знанию. Или любовь к познанию.
Люди извиняются за "глупые", "бестактные" вопросы, хвалят "хорошие", "интересные" вопросы. Только молчание бывает глупым и бестактным, ещё более - проповеди бывают такими. Всякий вопрос хорош и интересен - кроме риторического, кроме имитации вопроса, псевдо-вопроса. Отсутствие вопроса, подавленная злоба или злоба в виде восклицания - вот зло. Самый глупый вопрос умнее самого умного восклицания.
Любознательность есть часть открытости внешнему миру: человек ищет, чему удивиться. Не восхититься - напротив, удивительное чаще не восхищает. "Ничему не восторгаться" - для стоиков и для учёных, этих подвижников любознательности. Чтобы ничем не восхищаться, нужно встать лицом к лицу с этим "всем".Любознательность.
Любознательность – интерес к знанию, которое что-то даёт. Интерес к знанию – имеется в виду, что личность сама делает так, чтобы знание оказывалось потребным.
Есть знание, как одно, целое понятие; и есть ведение – некоторая часть знания.
Личность сама делает так, чтобы знание оказывалось потребным. Но ведь знание различается! Есть «знание» , как одно, целое понятие; и есть «ведение» – некоторая часть знания. Именно из-за «ведения» различаются два получения знания: один непосредственный, второй – ‘окольный’ (знание через другое знание) . Ранее подчёркивал слово: «есть» и вот почему. Когда знание оказывается потребным через ‘окольный’ подход, тогда это называется – естествоведение. Когда знание оказывается потребным через непосредственный подход, тогда это называется – естествознание.
Понятие: «любознательность» делится на понятия: «естествознание» и «естествоведение» .