Упр. № 1 Объяснить правописание приставок ПРЕ и ПРИ. С тремя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в каждом из них были знаки препинания при любых видах оборотов. Дом пр..старелых, увид..ли пр..видение, пр..соединить новые земли, каша пр..горела, непр..рывное движение, пр..спокойно улыбался, пр..кусить языч..к, (не)много пр..пугнуть, пр..сечь разговоры, пр..пудрить нос, пр..морская деревня, чуть-чуть пр..задуматься, непр..менно успеем, непр..станно перебиваеш(?), пр..обрел вредные привычки, пр..чесал волосы, пр..грелся у печки, пр..сыпал землей, пр..высил свои полномочия, совершил пр..дательство, пр..плыл к берегу, непр..взойденный мастер, далекое-пр..далекое детство, пр..нарядиться к празднику, пр..градить путь, пр..давить своей тяжестью, пр..паять пластинку, пр..под..вать (по)новому, пр..неприятное известие, пр..лестный ребенок, пр..крыть голову, пр..восходный напиток. . Упр. № 2 Переписать, раскрывая скобки. Продолжить словарный диктант своими четырьмя словосочетаниями. Про(ф-фф)е(с-сс)иональный ко(л-лл)ектив, пят(?)сот ки(л-лл)огра(м-мм)ов, пят(?)надцать ки(л-лл)о(м-мм)етров, и(с-сс)ку(с-сс)ная п..вица, и(с-сс)ку(с-сс)тве(н-нн)ые те(р-рр)а(с-сс)ы, пр..красная ко(л-лл)екция, (не)большое ко(л-лл)ичество, пр..од..леть пр..пя(д-т)ствия, б..рдовое п..льто, на а(л-лл)ее б..гровые листья, сл..вянская письме..ость, вовсе (не)значительное прои..шествие, (не)за(ж-жж)ё(н-нн)ый огонь, идеш(?) (в)доль тра(с-сс)ы, пр..кратить сопрот..вление, как(будто) не вид..т, ровес(?)ники бор(ю-я)тся между собой, (з-с)десь пр..обладают мои сверс(?)ники, вря(д-т)(ли) он накол..т дров, отнюдь (не)смешная пье(с-сс)а, пр..следую пр..ступника, всё(равно) колыш..тся на ветру, всё(таки) он пр..успел в жизн(и-е). . Упр. № 3 Расставьте знаки препинания в связном тексте. Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Когда (в)первые попадеш(?) в тайгу то кажется будто какой-то великан собрал со всех окрестностей рощи и сдвинул их в одно место. Причем сделал он это неаккуратно грубо ничуть не беспокоясь что деревьям стало тесно и некоторые из них вырваны с корнями. Впрочем сила и оч..рование тайги не в деревьях гигантах не в гробовой тишине а в том что разве только перелетные птицы знают где она кончается. Взберёшься на высокий холм поросший лесом и вид..шь внизу только холмы кудрявые от такого же леса. Однако сейчас тайга отступает под могучим напором человека. Люди валят деревья чтобы расчистить место для детского лагеря или для молодого фруктового сада или для какого-нибудь посёлка.
уста-губы (устами младенца глаголет истина!)
глаголеть-разговаривать (устами младенца глаголет истина!)
кладезь-сокровище (вон, лежит хрустальный кладезь!)
снедь-запас еды для путешествия (чтобы выжить, нам надо много снеди.)
льзя - можно -это и так понятно...
чета-пара (ты ей не чета. Сиди дома.)
есть ещё много архаизмов:
выя-шея
ланиты – щеки
очи – глаза
Азъ – я
глас – голос
дщерь – дочь
ежели – если
длань – ладонь
десница – правая рука и много- много других.
Нелепый поступок; невысоко взлететь; не высоко взлететь, а низко; поступить не по-товарищески; почуять недоброе; неряшливый вид; вести себя непринужденно; вовсе не трудовые доходы; не веселый, а грустный вид; нескладность фигуры; перейти неглубокую, но широкую реку; устать с непривычки; бормотать что-то невнятное; далеко не легкое дело, река была неширока.
Объяснение: частицу не пишем слитно:
если без не не употребляется (небрежный, невзрачный);
если можно подобрать синоним без не (немаленький - большой, молодой-старый);
если есть противопоставление с союзом но (река неглубокая, но холодная);
с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не слитно (невысокий - невысок).
Запомните, что при наличии слов вовсе не, отнюдь не, далеко не частица не с последующими словами пишется раздельно.