Упр.1.Прочитайте в лицах отрывок из главы в хрестоматии«Убийство» повести С. Муканова «Балуан-Шолак» и проведите лексический комментарий. Выпишите из прочитанного отрывка предложения с причастиями и деепричастиями), сделай те синтаксический разбор
Гениальность М.В. Ломоносова проявилась и в лингвистике. Ученый изменил русский литературный язык, предложив новые правила. Он замечал, что русский литературный стал грешить нерусскими и устаревшими словами. Ломоносов решил, что стоит развить литературный язык на народной основе, сочетая достоинство первого и второго. Моим современникам он оставил учение о "трех штилях", которое изложено в работе " О пользе книг церковных в российском языке" ( 1757). Ломоносов разделил слова на три "речения" . Он отнес к первому общие слова для русского и славянского - "почитаю", "ныне"," слава". Ко второму - славянские, редко употребляемые , но всем известные ("господень","взываю"), неупотребительные, устаревшие ( рясны- ожерелье, овогда - иногда). К третьему "приписал " русские слова ( "говорю"," ручей","пока"), которые были" взяты" из народной речи, а не из церковнославянского языка. В зависимости от употребления в речи и на письме выделил три "штиля " : " высокий", " средний" и низкий". Слова разных стилей , полагал Ломоносов, стоит употреблять в разных литературных произведениях. Ломоносов успешно боролся с засорением русского "иностранщиной". При составлении своих трудов прекрасный знаток заменял английские, немецкие , французские слова и выражения русскими : земная ось, воздушный насос, магнитная стрелка, "о законах движения" вместо " о силах тел подвиженному вданных"... Великий ученый не стал переводить те устойчивые обороты и слова, которые прижились в русском, он лишь сделал их благозвучными : оризонт заменил горизонтом, препорцию - пропорцией. Русский язык благодаря реформе М. В. Ломоносова стал занимать прочное место в научных трудах, определенным образом был систематизирован, дополнен. Ученый обозначил путь, по которому должна идти отечественная лингвистика.
Чему научили меня книги: Наш век можно без преувеличения назвать веком информации, а общество в целом — информационным. В современном мире существует большое количество различных и источников получения ценной и важной для человека информации. Это разнообразные образовательные и научно-познавательные программы, возможности всемирной компьютерной сети Интернет. Однако одним из самых важных источников нового знания по-прежнему остается книга.
Книга учит человека в течение всей его жизни. Сначала она знакомит нас со своими знаками и символами, с которых мы проникаем в таинственный мир ее тайн и загадок. И делает это букварь — первая книга в жизни каждого человека, которая открывает читателям дорогу к знаниям, возможность самостоятельно постигать мир, изучать различные науки.
Любите книгу: На протяжении всей жизни мы обращаемая к книге. С детских лет она нам узнать и понять окружающий мир и самих себя. Нередко книга, вовремя прочитанная, подсказывает человеку, какую выбрать профессию, профессию, случается — определяет жизненный путь.
Книга — учитель. Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила их на путь борьбы за торжество этих идей, . борьбы во имя счастья людей.
В книге увековечены подвиги и наших предков, и наших отцов. А уроки истории, запечатленные в книгах, не только знакомят с но и учат понимать настоящее и трудиться во имя будущего.
Что может книга: Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые — ровесники и даже взрослые — считают, что чтение — это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверена, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них.
Книга — это посредник между теми людьми, которые знают что-то, и теми, кто хочет узнать. Знающие люди доверяют информацию бумаге, пишут книги. Человек может умереть, а его знания будут жить вечно.
Книга - источник знаний: Бесспорно, книга — источник знаний, но разве дело только в этом? Книга — это источник мудрости и совести, истины и милосердия, гуманизма и доброты. Ги де Мопассан сказал: «Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро» . Так вот, книга быстрее подняться на вершину и никогда не опускаться. Она передает нам опыт, который не может быть итогом жизни только одного, даже самого гениального человека. Есть книги, которые не стареют. Они всегда — наши ровесники, с ними не бывает скучно.
С обложки скромного томика на меня смотрят большие глава поэта, которые полны грусти.
Лермонтов, «Герой нашего времени» . Я часто, перелистывая страницы великого романа, думаю о его противоречивом и слож- ном герое, который то поражает своим умом и самокритичностью, то привлекает каким-то необъяснимым обаянием, то отталкивает холодностью и эгоизмом, то вызывает глубокое сочувствие: не осуществилось назначение «великое» , погублены необъятные силы, никому не принес счастья этот яркий человек, да и сам он глубоко несчастлив.
Книга в век компьютеров и телевидения: XXI век. Век космических скоростей и компьютерных технологий, век, в котором каждый день максимально насыщен разного рода информацией, событиями, стрессами. И где найти человеку тихое убежище, чтобы помечтать, подумать о добром и вечном?
Не так давно, в конце века, многие ученые, ослепленные огромными возможностями кино, телевидения и компьютера, прогнозировали исчезновение книжной культуры вообще. Для чего, кажется, книги из бумаги, если можно просто посмотреть фильм или даже всю национальную библиотеку записать на один кристалл. Да, возможности информационных технологий сегодня достигли таких высот, куда не заглядывали даже научные фантасты. Но мне все же верится, что книги навсегда останутся великим достоянием человеческой культуры.
Ученый изменил русский литературный язык, предложив новые правила.
Он замечал, что русский литературный стал грешить нерусскими и устаревшими словами. Ломоносов решил, что стоит развить литературный язык на народной основе, сочетая достоинство первого и второго.
Моим современникам он оставил учение о "трех штилях", которое изложено в работе " О пользе книг церковных в российском языке" ( 1757). Ломоносов разделил слова на три "речения" . Он отнес к первому общие слова для русского и славянского - "почитаю", "ныне"," слава". Ко второму - славянские, редко употребляемые , но всем известные ("господень","взываю"), неупотребительные, устаревшие ( рясны- ожерелье, овогда - иногда). К третьему "приписал " русские слова ( "говорю"," ручей","пока"), которые были" взяты" из народной речи, а не из церковнославянского языка. В зависимости от употребления в речи и на письме выделил три "штиля " : " высокий", " средний" и низкий". Слова разных стилей , полагал Ломоносов, стоит употреблять в разных литературных произведениях.
Ломоносов успешно боролся с засорением русского "иностранщиной". При составлении своих трудов прекрасный знаток заменял английские, немецкие , французские слова и выражения русскими : земная ось, воздушный насос, магнитная стрелка, "о законах движения" вместо " о силах тел подвиженному вданных"... Великий ученый не стал переводить те устойчивые обороты и слова, которые прижились в русском, он лишь сделал их благозвучными : оризонт заменил горизонтом, препорцию - пропорцией.
Русский язык благодаря реформе М. В. Ломоносова стал занимать прочное место в научных трудах, определенным образом был систематизирован, дополнен. Ученый обозначил путь, по которому должна идти отечественная лингвистика.
Наш век можно без преувеличения назвать веком информации, а общество в целом — информационным. В современном мире существует большое количество различных и источников получения ценной и важной для человека информации. Это разнообразные образовательные и научно-познавательные программы, возможности всемирной компьютерной сети Интернет. Однако одним из самых важных источников нового знания по-прежнему остается книга.
Книга учит человека в течение всей его жизни. Сначала она знакомит нас со своими знаками и символами, с которых мы проникаем в таинственный мир ее тайн и загадок. И делает это букварь — первая книга в жизни каждого человека, которая открывает читателям дорогу к знаниям, возможность самостоятельно постигать мир, изучать различные науки.
Любите книгу:
На протяжении всей жизни мы обращаемая к книге. С детских лет она нам узнать и понять окружающий мир и самих себя. Нередко книга, вовремя прочитанная, подсказывает человеку, какую выбрать профессию, профессию, случается — определяет жизненный путь.
Книга — учитель. Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила их на путь борьбы за торжество этих идей, . борьбы во имя счастья людей.
В книге увековечены подвиги и наших предков, и наших отцов. А уроки истории, запечатленные в книгах, не только знакомят с но и учат понимать настоящее и трудиться во имя будущего.
Что может книга:
Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые — ровесники и даже взрослые — считают, что чтение — это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверена, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них.
Книга — это посредник между теми людьми, которые знают что-то, и теми, кто хочет узнать. Знающие люди доверяют информацию бумаге, пишут книги. Человек может умереть, а его знания будут жить вечно.
Книга - источник знаний:
Бесспорно, книга — источник знаний, но разве дело только в этом? Книга — это источник мудрости и совести, истины и милосердия, гуманизма и доброты. Ги де Мопассан сказал: «Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро» . Так вот, книга быстрее подняться на вершину и никогда не опускаться. Она передает нам опыт, который не может быть итогом жизни только одного, даже самого гениального человека. Есть книги, которые не стареют. Они всегда — наши ровесники, с ними не бывает скучно.
С обложки скромного томика на меня смотрят большие глава поэта, которые полны грусти.
Лермонтов, «Герой нашего времени» . Я часто, перелистывая страницы великого романа, думаю о его противоречивом и слож- ном герое, который то поражает своим умом и самокритичностью, то привлекает каким-то необъяснимым обаянием, то отталкивает холодностью и эгоизмом, то вызывает глубокое сочувствие: не осуществилось назначение «великое» , погублены необъятные силы, никому не принес счастья этот яркий человек, да и сам он глубоко несчастлив.
Книга в век компьютеров и телевидения:
XXI век. Век космических скоростей и компьютерных технологий, век, в котором каждый день максимально насыщен разного рода информацией, событиями, стрессами. И где найти человеку тихое убежище, чтобы помечтать, подумать о добром и вечном?
Не так давно, в конце века, многие ученые, ослепленные огромными возможностями кино, телевидения и компьютера, прогнозировали исчезновение книжной культуры вообще. Для чего, кажется, книги из бумаги, если можно просто посмотреть фильм или даже всю национальную библиотеку записать на
один кристалл. Да, возможности информационных технологий сегодня достигли таких высот, куда не заглядывали даже научные фантасты. Но мне все же верится, что книги навсегда останутся великим достоянием человеческой культуры.