Добрый день, ученик! Сегодня мы поговорим о причастных оборотах и деепричастных оборотах. Обратимся к каждому предложению и разберем, где здесь используется причастный оборот, а где - деепричастный оборот.
1) "Черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, и лениво поднимался вверх."
В этом предложении мы видим два причастных оборота: "приплюснутых к земле" и "поднимался вверх". Прежде всего, подчеркнем грамматическую основу предложения, которую в данном случае составляют слова "дым шел". Затем обратим внимание на придаточное предложение, которое начинается с союзов "из-под". По сути, это дополнение к основному предложению и должно отвечать на вопрос "откуда шел дым". В нашем случае, "из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле" - придаточное предложение, в котором слово "приплюснутых" выступает в роли причастного оборота, поскольку оно образует полноценное предложение с подлежащими "крышами" и временем "приплюснутых" к земле.
2) "Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу; горячие лучи и раскаленная почва, жадно выпивая ее, отнимали у нее силу."
В этом предложении мы видим деепричастный оборот "жадно выпивая ее". Здесь, основное предложение - "горячие лучи и раскаленная почва отнимали у нее силу" - и деепричастный оборот "жадно выпивая ее" дополняет его, указывая на способ, каким выпивали лужу горячие лучи и раскаленная почва.
В этом предложении мы видим причастный оборот "перехваченная цепью холмов". Опять же, обратим внимание на грамматическую основу предложения - "широкая равнина расстилалась". Далее, причастный оборот "перехваченная цепью холмов" - это согласованное с подлежащим "равнина" придаточное предложение, которое указывает на состояние или характеристику равнины.
4) "Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали."
В этом предложении мы также видим деепричастный оборот "выглядывая друг из-за друга". Основное предложение - "эти холмы сливаются в возвышенность" - а деепричастный оборот "выглядывая друг из-за друга" указывает на действие, которое совершается одновременно с действием в основном предложении, но обладает некоторой самостоятельностью.
5) "Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и полетело к холмам."
Здесь мы видим причастный оборот "испуганное бричкой". Опять же, обратим внимание на грамматическую основу предложения - "стадо вспорхнуло и полетело". Прязаточное предложение "испуганное бричкой" выражает причину или обстоятельство, при котором происходит действие в основном предложении.
6) "Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью."
В этом предложении мы видим деепричастный оборот "плавно взмахивая крыльями". Основное предложение - "коршун летит над самой землей" - а деепричастный оборот "плавно взмахивая крыльями" указывает на действие, которое совершается одновременно с действием в основном предложении.
7) "Егорушке казалось, что мельница, машущая крыльями, приближается."
В этом предложении мы видим причастный оборот "машущая крыльями". Грамматическая основа предложения - "мельница приближается", а придаточное предложение "машущая крыльями" указывает на состояние или характеристику мельницы.
8) "Мягко картавя, журчал ручеек, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а, напротив, вгоняли природу в дремоту."
В этом предложении мы видим деепричастный оборот "мягко картавя". Основное предложение - "ручеек журчал" - а деепричастный оборот "мягко картавя" указывает на способ, как звучал ручеек.
В данном предложении мы видим два причастных оборота. Первый - "склеенного природой из громадных, уродливых камней" - является согласованным с подлежащим "холма" придаточным предложением, указывающим на материал, из которого сделан холм. Второй причастный оборот - "вставленную каким-то неведомым благодетелем" - является согласованным с подлежащим "трубочку" придаточным предложением, указывающим на действие или причину выполнения действия.
10) "Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность."
В этом предложении мы видим деепричастный оборот "задыхаясь от зноя". Основное предложение - "Егорушка побежал к осоке и отсюда оглядел местность" - а деепричастный оборот "задыхаясь от зноя" указывает на обстоятельство, при котором происходит действие в основном предложении.
Вот и все, ученик! Таким образом, мы проанализировали все предложения и определили в них причастные обороты и деепричастные обороты. Надеюсь, сейчас тебе будет намного проще разобраться в них. Если у тебя есть еще какие-либо вопросы, не стесняйся задавать их!
Данный текст можно отнести к стилю публицистическому.
Обоснование:
1. Публицистический стиль характеризуется темой, которая касается актуальных общественных или важных жизненных вопросов. В данном тексте рассматривается процесс производства материальных благ и значение труда в общественной жизни. Такая тема является важной и актуальной для школьников и общества в целом, поэтому текст соответствует данному стилю.
2. В публицистическом стиле присутствует четкость, логичность и научность изложения. В данном тексте приводятся определения и понятия, описываются основные элементы процесса производства, что делает его логичным и научным.
3. Также в публицистическом стиле используется убедительность и аргументация. В данном тексте приводятся аргументы в пользу того, что труд является неотъемлемой частью жизни людей, а также утверждается, что материальные и духовные ценности, созданные трудом, необходимы для жизни людей.
Пошаговое решение:
1. Прочитайте вопрос и текст внимательно.
2. Проанализируйте тематику текста - процесс производства материальных благ и значение труда.
3. Оцените логичность и научность изложения в тексте.
4. Изучите наличие аргументации и убедительности в тексте.
5. Сравните характеристики текста с основными стилями - разговорным, публицистическим, официально-деловым и научным.
6. Сделайте вывод о стиле текста, основываясь на анализе его характеристик и сравнении с основными стилями.
7. Ответьте на вопрос, что данный текст относится к публицистическому стилю, и обоснуйте свой ответ с помощью пунктов 1-3.
1) "Черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, и лениво поднимался вверх."
В этом предложении мы видим два причастных оборота: "приплюснутых к земле" и "поднимался вверх". Прежде всего, подчеркнем грамматическую основу предложения, которую в данном случае составляют слова "дым шел". Затем обратим внимание на придаточное предложение, которое начинается с союзов "из-под". По сути, это дополнение к основному предложению и должно отвечать на вопрос "откуда шел дым". В нашем случае, "из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле" - придаточное предложение, в котором слово "приплюснутых" выступает в роли причастного оборота, поскольку оно образует полноценное предложение с подлежащими "крышами" и временем "приплюснутых" к земле.
2) "Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу; горячие лучи и раскаленная почва, жадно выпивая ее, отнимали у нее силу."
В этом предложении мы видим деепричастный оборот "жадно выпивая ее". Здесь, основное предложение - "горячие лучи и раскаленная почва отнимали у нее силу" - и деепричастный оборот "жадно выпивая ее" дополняет его, указывая на способ, каким выпивали лужу горячие лучи и раскаленная почва.
3) "Перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов."
В этом предложении мы видим причастный оборот "перехваченная цепью холмов". Опять же, обратим внимание на грамматическую основу предложения - "широкая равнина расстилалась". Далее, причастный оборот "перехваченная цепью холмов" - это согласованное с подлежащим "равнина" придаточное предложение, которое указывает на состояние или характеристику равнины.
4) "Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали."
В этом предложении мы также видим деепричастный оборот "выглядывая друг из-за друга". Основное предложение - "эти холмы сливаются в возвышенность" - а деепричастный оборот "выглядывая друг из-за друга" указывает на действие, которое совершается одновременно с действием в основном предложении, но обладает некоторой самостоятельностью.
5) "Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и полетело к холмам."
Здесь мы видим причастный оборот "испуганное бричкой". Опять же, обратим внимание на грамматическую основу предложения - "стадо вспорхнуло и полетело". Прязаточное предложение "испуганное бричкой" выражает причину или обстоятельство, при котором происходит действие в основном предложении.
6) "Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью."
В этом предложении мы видим деепричастный оборот "плавно взмахивая крыльями". Основное предложение - "коршун летит над самой землей" - а деепричастный оборот "плавно взмахивая крыльями" указывает на действие, которое совершается одновременно с действием в основном предложении.
7) "Егорушке казалось, что мельница, машущая крыльями, приближается."
В этом предложении мы видим причастный оборот "машущая крыльями". Грамматическая основа предложения - "мельница приближается", а придаточное предложение "машущая крыльями" указывает на состояние или характеристику мельницы.
8) "Мягко картавя, журчал ручеек, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а, напротив, вгоняли природу в дремоту."
В этом предложении мы видим деепричастный оборот "мягко картавя". Основное предложение - "ручеек журчал" - а деепричастный оборот "мягко картавя" указывает на способ, как звучал ручеек.
9) "Из холма, склеенного природой из громадных, уродливых камней, сквозь трубочку из болиголова, вставленную каким-то неведомым благодетелем, тонкой струйкой бежала вода."
В данном предложении мы видим два причастных оборота. Первый - "склеенного природой из громадных, уродливых камней" - является согласованным с подлежащим "холма" придаточным предложением, указывающим на материал, из которого сделан холм. Второй причастный оборот - "вставленную каким-то неведомым благодетелем" - является согласованным с подлежащим "трубочку" придаточным предложением, указывающим на действие или причину выполнения действия.
10) "Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность."
В этом предложении мы видим деепричастный оборот "задыхаясь от зноя". Основное предложение - "Егорушка побежал к осоке и отсюда оглядел местность" - а деепричастный оборот "задыхаясь от зноя" указывает на обстоятельство, при котором происходит действие в основном предложении.
Вот и все, ученик! Таким образом, мы проанализировали все предложения и определили в них причастные обороты и деепричастные обороты. Надеюсь, сейчас тебе будет намного проще разобраться в них. Если у тебя есть еще какие-либо вопросы, не стесняйся задавать их!
Обоснование:
1. Публицистический стиль характеризуется темой, которая касается актуальных общественных или важных жизненных вопросов. В данном тексте рассматривается процесс производства материальных благ и значение труда в общественной жизни. Такая тема является важной и актуальной для школьников и общества в целом, поэтому текст соответствует данному стилю.
2. В публицистическом стиле присутствует четкость, логичность и научность изложения. В данном тексте приводятся определения и понятия, описываются основные элементы процесса производства, что делает его логичным и научным.
3. Также в публицистическом стиле используется убедительность и аргументация. В данном тексте приводятся аргументы в пользу того, что труд является неотъемлемой частью жизни людей, а также утверждается, что материальные и духовные ценности, созданные трудом, необходимы для жизни людей.
Пошаговое решение:
1. Прочитайте вопрос и текст внимательно.
2. Проанализируйте тематику текста - процесс производства материальных благ и значение труда.
3. Оцените логичность и научность изложения в тексте.
4. Изучите наличие аргументации и убедительности в тексте.
5. Сравните характеристики текста с основными стилями - разговорным, публицистическим, официально-деловым и научным.
6. Сделайте вывод о стиле текста, основываясь на анализе его характеристик и сравнении с основными стилями.
7. Ответьте на вопрос, что данный текст относится к публицистическому стилю, и обоснуйте свой ответ с помощью пунктов 1-3.