Упражнение 1. Докажите, что части данных сложноподчиненных предложений связаны при союзных слов. Какой частью речи являются союзные слова? Подчеркните их как члены предложения. Составьте схемы первого и четвертого предложений.
1. Я попыталась в..помнить все, что знала о маленьких крылатых человечках.
2. Первым делом на ум пришла сказка о Дюймовочке, потом пр..помнилась маленькая фея из «Питера Пэна», та, что ра..сыпала золотую пыль.
3. Так(же) я в..помнила еще (не)сколько мультиков, где волшебные феи п..могали разным людям.
4. Фея с..средоточилась, направила палочку на зл..получное платье и зам..рла, чего я (не)ожидала.
5. Послышался мгнове(н,нн)ый хлопок, потом посыпались разн..цветные оживле(н,нн)ые искры, которые устроили маленький ф..йерверк.
6. Искры в..пыхнули, (от)чего над (с,з)горевшей спичкой медле(н,нн)о заклубился зеленовато(молочный) туман.
7. Я быстро пр..одолела устла(н,нн)ый плиткой двор и детскую площадку, куда вел (не)широкий проход между двумя рядами коло(н,нн
ответ:Ученье - путь к уменью [у ч’ э н’ й э], [у м’ э н’ й у].
2) Ученье - свет, а неученье - тьма. [у ч’ э н’ й э], [с в’ э т], [н’ э у ч’ э н’ й э].
3) Объеди-нишься - победишь, разъединиться — побежишь [о б й э д’ и н’ и ш с’ а], [р а з й э д’ и н’ и ш с’ а], [п о б’ э ж и ш].
4) Дерево живёт корнями, а
человек - друзьями [д’ э р’ э в о], [к о р н’ а м’ и], [ч’ э л о в’ э к], [д р у з’ а м’ и].
5) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью [к р’ э п к а], [н’ э], [л’ э с т’ й у], [ч’ э с т’ й у].
• Объясните постановку тире в данных предложениях.
Тире здесь стоит для сравнения.
1. Кто же еще поднялСЯ на борьбу с иноземными захватчиками?
2. Петр 1 переплавлял колокола в пушки.
3. Мать попросила дочь убратьСЯ в своей комнате.
4. Автор романа живописно изображает , как перед своей смертью преступник покаялся.
5. Родина опять оказалась в опасности, но у нее много верных сыновей и дочерей.
6. Уровень ИХ физической подготовки очень низок.
7. Если за это решение проголосовало большинство В классЕ,оно - закон для каждого из нас.
8. Учитель предложил ученику проверить его работу.
9. Пить сок следует между приемами пищи. ВыпитыЙ во время еды, ОН моЖЕТ вызвать брожение в желудочно-кишечном тракте.
10. Все, кто не читал это произведение, обязательно должен с ним познакомиться, потому что это - прекрасная книга!