Упражнение 1. К выделенным словам подберите слова противоположного смысла с приставкой без- (бес-). Сказуемые, где необходимо, сделайте отрицательными. Вспомните, как называются слова, противоположные по значению.
1. Он всегда характеризовался разумным взглядом на окружающее. 2. Этот студент очень одаренный. 3. Кошка была домашняя, ухоженная. 4. Предубежденное решение судейского жюри нашло отклик у зрителей. 5. Территория страны была объявлена ядерной зоной. 6. Его гуманный поступок вызвал у всех удивление. 7. В отношениях с посетителями ООН проявлял необыкновенную деликатность. 8. Богатая содержанием приключенческая книга не вызвала интереса у читателей.
Слова для справок: обездоленный, бессердечный, бессмысленный, бездарный, беспристрастный, бесцеремонность, бессодержательный, безъядерный.
Упражнение 2. Выпишите слова в два столбика: 1) образованные с суффиксов оценочных; 2) с суффиксов смысловых.
Мужество, руководитель, книжонка, испытатель, вымогатель, издательство, рощица, внучок, полюшко, сапожище, собачонка, лошаденка, пальтишко, глазастый, смелость, голубушка, деревце, девчонка, зазнайство.
Упражнение 3. Определите значение суффиксов в выделенных словах. Какую стилистическую окраску они имеют?
Рыжий котище спал на бревнище, а хвостище свесил вниз. Бежал мимо серенький котишка – плутишка, взял и дернул старого за хвост. Тот открыл глазища и пошевелил усищами. А котишка был трусишка. Как увидел, какая у кота лапища, какие когтищи, сразу к своей маме в домишко убежал. А кот зевнул, сначала закрыл один глазище, а потом другой и снова заснул. Заснул и маленький шалунишка под ласковую песенку: «Спи, мой паинька, мой заинька, баиньки - баю, бай!»(Сказка-шутка)
Упражнение 4. В данных рядах найдите лишние, то есть слова, не имеющие оценочных суффиксов.
Сестрица, пуговица, салатница, косица, водица, частица, страница. Починка, былинка, тропинка, разминка, соринка, морщинка, картинка. Цветок, огонек, орешек, платок, грибок, росток, разок.
Упражнение 5. От данных глаголов образуйте разные имена существительные. Определите стилистическую окраску, придаваемую им суффиксами. Составьте с полученными существительными предложения.
Знать, изменять, измерять, назначать, приобретать, читать, отделать, плавить, стоить, чистить, писать.
Оркестр - коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах, во главе с дирижёром. Любой оркестр имеет группу, представляющую собой схожих по устройству, высоте звучания. В объединении разных групп инструментов, таких как струнные и духовые, получается симфония (большое музыкальное произведение для оркестра). Самый высокий регистр, свистковый или же флейтовый, это самый высокий регистр человеческого голоса. Группы, например, духовых инструментов, представляют собой коллектив играющих на духовых инструментах разного регистра, составляя созвучие - сочетание звуков разной высоты, обычно гармоничное или приятное. Оркестр играет в больших концертных залах, где обычно хорошая акустика.
Загрязнение атмосферы Земли или Загрязнение воздуха[1] — происходит, когда в атмосферу Земли попадают вредные или избыточные количества веществ, включая газы (такие как диоксид углерода, монооксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, метан и хлорфторуглероды), частицы (как органические, так и неорганические) и биологические молекулы. Это может вызвать заболевания, аллергию и даже смерть для людей, это может также нанести вред другим живым организмам, таким как животные и продовольственные культуры, и может нанести ущерб естественной или искусственной экосистеме (среде). Как человеческая деятельность, так и природные процессы могут вызывать загрязнение воздуха.