Упражнение 1. К выделенным словам подберите слова противоположного смысла с приставкой без- (бес-). Сказуемые, где необходимо, сделайте отрицательными. Вспомните, как называются слова, противоположные по значению.
1. Он всегда характеризовался разумным взглядом на окружающее. 2. Этот студент очень одаренный. 3. Кошка была домашняя, ухоженная. 4. Предубежденное решение судейского жюри нашло отклик у зрителей. 5. Территория страны была объявлена ядерной зоной. 6. Его гуманный поступок вызвал у всех удивление. 7. В отношениях с посетителями ООН проявлял необыкновенную деликатность. 8. Богатая содержанием приключенческая книга не вызвала интереса у читателей.
Слова для справок: обездоленный, бессердечный, бессмысленный, бездарный, беспристрастный, бесцеремонность, бессодержательный, безъядерный.
Упражнение 2. Выпишите слова в два столбика: 1) образованные с суффиксов оценочных; 2) с суффиксов смысловых.
Мужество, руководитель, книжонка, испытатель, вымогатель, издательство, рощица, внучок, полюшко, сапожище, собачонка, лошаденка, пальтишко, глазастый, смелость, голубушка, деревце, девчонка, зазнайство.
Упражнение 3. Определите значение суффиксов в выделенных словах. Какую стилистическую окраску они имеют?
Рыжий котище спал на бревнище, а хвостище свесил вниз. Бежал мимо серенький котишка – плутишка, взял и дернул старого за хвост. Тот открыл глазища и пошевелил усищами. А котишка был трусишка. Как увидел, какая у кота лапища, какие когтищи, сразу к своей маме в домишко убежал. А кот зевнул, сначала закрыл один глазище, а потом другой и снова заснул. Заснул и маленький шалунишка под ласковую песенку: «Спи, мой паинька, мой заинька, баиньки - баю, бай!»(Сказка-шутка)
Упражнение 4. В данных рядах найдите лишние, то есть слова, не имеющие оценочных суффиксов.
Сестрица, пуговица, салатница, косица, водица, частица, страница. Починка, былинка, тропинка, разминка, соринка, морщинка, картинка. Цветок, огонек, орешек, платок, грибок, росток, разок.
Упражнение 5. От данных глаголов образуйте разные имена существительные. Определите стилистическую окраску, придаваемую им суффиксами. Составьте с полученными существительными предложения.
Знать, изменять, измерять, назначать, приобретать, читать, отделать, плавить, стоить, чистить, писать.
Книга, которую мне хотелось бы прочитать, должна дарить надежду, чувство прекрасного, отвлекать от проблем реальности, которых у современного социума очень много.
Там должно быть что-то забавное, что-то милое, что-то дружелюбное, да и вообще, все должно быть разнообразным. Главные герои не должны быть идеальными, но они будут притягивать внимание читателя.
Книга не обязательно должна быть творением искусства, совершенством. Она должна понравиться мне. Там не должно быть чего-то конкретного, эта книга может быть на любую тему, но она должна иметь все вышеперечисленное. Это книга моей мечты.
вопросительные — ли (ль), разве, неужели
указательные — вот (а вот), вон (а вон), вот и, вон и .
уточняющие — именно, как раз, почти, чуть не, точно, точь-в-точь, ровно
выражают выделение, ограничение (ограничительно-выделительные) — только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то
восклицательные частицы — что за, как, ну и
выражают сомнение — вряд ли, едва ли
усилительные частицы — даже, же, ни, ну, уж, ведь, всё-таки, лишь, только и др.
выражают смягчение требований — —ка.
В сочетании с глаголами повелительного наклонения эта частица смягчает значение глагола: Сделай! — Сделай-ка.